Нестандартный взгляд на, казалось бы, привычный жанр – чего и ждали от режиссера.
XVIII век, Британия. Вовсю идет война с Францией, которую все тяжелее выносить стране: налоги растут, а взбалмошная королева Анна (Оливия Колман) не всегда принимает разумные решения. Даже в это неспокойное время продолжаются подковерные интриги, и именно в этот момент появляется Эбигейл (Эмма Стоун) – простая служанка и дальняя родственница фаворитки Анны, леди Сары (Рэйчел Вайс). Эбигейл – не так проста, как кажется на первый взгляд, и быстро втирается в доверие к королеве. Вчерашняя служанка в одночасье становится той, что способна влиять на саму королеву – причем так, как никто другой.
Йоргос Лантимос прекрасно известен как человек, снимающий непростые картины. С «Фавориткой» история схожая: начало сулит чуть ли не классическую костюмную драму, но это обманчивое впечатление рушится в считанные минуты. Лантимос традиционно выбивает почву из-под ног зрителя, доставляя максимум дискомфорта: герои говорят на современный манер, не стесняясь в выражениях, кадры с телесностью сменяются откровенными сценами, а жестокость в различных ее проявлениях выходит на передний план регулярно.
«Фаворитка» фривольно обращается с историческими фактами: да, местами в истории и правда есть место фантазии на вымышленных моментах, но в конкретных случаях известны факты. Сценаристы же делают допущения буквально везде: и там, где в этом нет ничего страшного, и перевирая историю. Впрочем, делается это скорее для подчеркивания идей, нежели для полноценного издевательства на темы. Лантимоса (а также, очевидно, сценаристов – Дебору Дэвис и Тони МакНамару) интересует широкий спектр вопросов: начиная от развращения властью и заканчивая изменениями личности. Довольно забавно наблюдать, что Стоун фигурирует в большинстве наградных списков как актриса второго плана: по сути, картина именно о ней, и только во вторую очередь – о королеве.
Фильм прекрасно работает как картина о противостояии двух сильных женщин, готовых пойти на все ради победы, и отражается это даже в мелочах: само собой, по всему фильму щедро раскинуты метафоры и становления характера Эбигейл, и ее отношений с королевой и леди Сарой. Следить за этим и ее поведением с другими героями – одно удовольствие, особенно с учетом того, что фоном является пышная Британия со всеми ее красотами и пороками. Местами доходит до абсурда и театральщины, что явно задумано еще на уровне идеи.
Картина не вышла бы столь удачной, если бы не идеально подобранный каст. Колман, Стоун и Вайс втроем создают настолько плотную атмосферу в картине, что диву даешься, а второстепенные герои вроде Мэшема (Джо Элвин) и Харли (Николас Холт) идеально их дополняют. В персонажей веришь – даже в их самые «низкие» моменты, коих в фильме с избытком: пьянство, обжорство, секс и мастурбация подаются как нечто само собой разумеющееся. И идеально оттеняют глобальные события, происходящее в это время.
«Фаворитка» мало похож на исторический фильм: Лантимоса явно интересуют более вневременные вещи, что сказывается на всем: от формы повествования до поведения героев и их диалогов. Впрочем, это и правда работает – следить за всем этим крайне занятно, а провокационные моменты только добавляют интереса. Чего, по всей видимости, и добивались.
«Фаворитка» в российском прокате с 31 января 2019 года.
Комментарии