Как любитель ультранасилия попытался его избежать и что из этого вышло.
Напряженный качок Терри Ричмонд (Аарон Пьер) катит на велосипеде в городок Шелби Спрингс, чтобы внести залог за двоюродного братца Майка. Если того переведут в тюрьму штата, то непременно прикончат: он дал показания против крупной шишки и подписал себе смертный приговор. Поэтому Терри спешит изо всех сил. И так увлеченно слушает Judas Priest, что копов не замечает. Они сшибают его с велика, находят кучу налички и, не моргнув глазом, конфискуют – как возможный наркодоход. Зря, ох как зря стражи порядка связались с фанатом хеви-метала, морпехом и спецом по боевым искусствам в одном лице.
Прежде чем продолжить рассказ о широко обсуждаемом фильме «Ребел-Ридж», откатимся чуть назад. В 2018-м Джереми Солнье, гуру дискомфортных копеечных триллеров, выпустил на Netflix гнетущий слоубернер «Придержи тьму» и уже на следующий год замахнулся на новый проект – собственно, «Ребел-Ридж». На главную роль подписался Джон Бойега из «Звездных войн», но затем, по причине загадочных семейных обстоятельств, сниматься передумал (спасибо, Джон). Вдобавок грянула пандемия. Досадная пауза для Солнье, который и раньше выпускал по фильму раз в несколько лет, а теперь был вынужден притормозить по воле злого рока. Зато и сценарий отшлифовать успел, и нового актера подыскать – колоритного мачо Аарона Пьера из «Подземной железной дороги» и «Времени» М. Найта Шьямалана.
Сейчас Солнье клянется, что финальный результат превзошел его ожидания, и вообще никогда прежде он такой гордости за свой труд не испытывал. Потому хотя бы, что выполнил обещание, данное самому себе: никого в картине не убивать. Смелый зарок от человека, в чьем дебюте, «Убийственной вечеринке», вспыхнула кровавая баня на тусовке в честь Хеллоуина, затем в «Руинах прошлого» тихий субъект устроил вендетту с печальными последствиями, а в «Зеленой комнате» и вовсе начался сущий ад, где героев резали, обстреливали и грызли (собаки, не люди, хотя и такое легко могло бы произойти). «Ребел-Ридж» – иная птица. Там, где фильм, кажется, обязан вырулить на территорию «Рэмбо», он внезапно превращается в его вегетарианский аналог. Совсем не бескровный, не лишенный жестокости, но действительно умудрившийся обойтись без убийств. Как минимум со стороны Терри.
Когда копы вставляют морпеху палки в колеса (почти буквально), он, естественно, решает с ними поквитаться. Но едва дело доходит до рукопашки, Ричмонд ломает одну руку и разбивает одну физиономию. Ну, еще шокер разок применяет. В остальном он так старательно избегает кровопролития, что диву даешься: если стреляет – то специальными мягкими пулями, если гранаты бросает – то дымовые, если использует дробовик – то просто швыряет его кому-нибудь в морду. Теперь сравните это с активностью того же Джона Рэмбо, усилиями которого за пять частей франшизы под завязку набилось целое кладбище. Солнье предъявляет нам свежего экшен-героя: Терри выглядит как машина для убийств, но на самом деле и в драках он новичок, и определенный идеализм не растерял, все еще полагаясь на легальные методы в борьбе с чиновничьим произволом. А бороться тут есть с чем.
Городок, куда его заносит, прогнил до основания. Но не потому, что его гнилые жители населяют. Просто выхода у них, понимаете, другого нет. Не мы такие, жизнь такая. Рабочих мест не завезли, бюджет иссяк, денежных вливаний ждать неоткуда. Вот полиция во главе с шефом Сэнди Берном (Дон Джонсон) и промышляет темными делишками, проворачивая мутные махинации с арестами и залогами. Терри мог бы перебить всю эту шоблу одной левой, но сделать гадам неприятно он решает иначе. И открывает охоту не на продажных копов, а на вещдоки, с помощью которых мерзавцев к ответу привлекут. Подобные средства разочаруют кровожадную публику, заглянувшую сюда в надежде на хлеб и зрелища. «Кто-то обязательно пострадает», – цедит честный морпех. Но имеет в виду не физические муки, а муки совести, правовую ответственность за нарушение закона и прочие антиобщественные происки негодяйского шефа.
Звучит скучновато, скажете вы? Отнюдь. Солнье так деловито сгущает саспенс, что по фильму без передышки мчишься бок о бок с Терри, который все время куда-то спешит, опаздывает и спешит опять, пытаясь обогнать то тюремный автобус с братом, направляющемся навстречу погибели, то очередной полицейский автомобиль с мигалками, то саму злодейку-судьбу. Вывести коррупционеров на чистую воду ему помогает хрупкая чиновница (Аннасофия Робб), за которой тоже вскоре приходят, так что одной головной болью у Ричмонда становится больше. На протяжении двух с лишним часов герои сквозь зубы беседуют о том, как все плохо, бросают вызов закону и морали, а заодно призывают тебя, о зритель, в свидетели: не обязательно доводить насилие до кипения. Снять хлесткий триллер можно без единого хэдшота и клочков, разлетающихся по закоулочкам.
Ближе к финалу проясняется, что эта остроумная обманка обыгрывается и в заголовке. Все идет к тому, что в местечке под названием «Ребел-Ридж» развернется решающая разборка. Там собираются копы, вооруженные до зубов, и Ричмонд должен прибыть туда для спасения той самой хрупкой чиновницы. Но не прибывает. И вообще ничегошеньки там не происходит. У Солнье своеобразное чувство юмора, и в таких деталях оно проявляется лучше всего. Проблему с главным штампом боевиков – неуязвимый мститель перемалывает в фарш орду врагов и удаляется в закат – он тоже ловко разрулил. Правда, увернуться от прочих проблем «Ребел-Ридж» все же не смог. Персонажи вышли чересчур одномерными – строго хорошие против плохих, никаких тебе полутонов. Полезно, конечно, понимать, кто есть кто. В жизни так уж точно. Но в художественном произведении, тем более от драматурга уровня Солнье, мы вправе рассчитывать на оттенки посложнее. И на антагонистов повнушительнее.
Джеймсу Кромуэллу в роли судьи с нечистой совестью достались крохи экранного времени. Импозантный Дон Джонсон на полфильма пропадает и не успевает раскрыть злодейский потенциал, хотя от их устных дуэлей с Аароном Пьером искры летят хлеще, чем от любых перестрелок. Ну и, разумеется, куда в проекте Netflix без добродушной чернокожей женщины, которая в нужный момент приходит на выручку. Но это так, придирки, удовольствия не отравляющие. Умница Солнье стабильно прокачивает творческие скиллы – «Убийственную вечеринку» и «Руины прошлого» он снимал как оператор, здесь занимался монтажом, такими темпами, глядишь, и в актеры подастся. Ну а пока он вновь выдал режиссерский мастер-класс, обнажив в малоизвестном артисте харизму суперзвезды, освежив запылившийся жанр и доказав, что словом по-прежнему можно добиться не меньшего, чем кулаком.
Комментарии