Театр

Расстрел в VR-формате

«Я убил царя» — спектакль-эксперимент, каких на российском театральном пространстве еще не было. Сложнейшее мультимедийное представление, смотреть которое зрители будут не в привычном театральном зале, а в подвале Нового сценического пространства Театра наций. И подвал этот как нельзя лучше подходит для событий, о которых пойдет речь в представлении — последние месяцы жизни и расстрел царской семьи в июле 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге.

Рассевшись на вращающихся стульях вокруг размещенной в центре конструкции, зрители предварительно надевают очки-шлемы VR – и погружаются в иную во всех смыслах реальность. Ощущение, надо признаться, жутковатое. Освоив сенсорную панель на шлеме, каждый может выбрать свое развитие событий, нажав на одну из проплывающих перед ним фотографий. При этом ощущая себя в некоем бездонном колодце, глядя в который на память приходят строки Марины Цветаевой: «Уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали…». Здесь эта бездна перед тобой, а по сторонам этого тоннеля-колодца все плывут и плывут фотографии людей, давно канувших в лету.

Вот юный цесаревич Алексей Николаевич, следом его сестры, императрица и сам Николай II. Вот они разыгрывают чеховскую пьесу «Медведь», словно и не под арестом вовсе, а в одном из своих дворцов. Рядом — их палачи, начиная с Якова Свердлова, которого принято считать главным организатором убийства царской семьи. И тут же непосредственные исполнители, НКВДэшники и рядовые красноармейцы, в прошлом обычные рабочие и крестьяне. За полтора часа, которые отводятся зрителям на погружение, можно проследить практически всю историю ссылки и расстрела царской семьи. И выслушать исповеди тех, чьими руками это было сделано. Сама структура спектакля выстроена по хронологии, начиная с первого дневника Николая II в Тобольске. Сильнейшие эмоции вызывает эта история, и не в последнюю очередь именно благодаря выбранному формату.

Режиссером проекта выступил Михаил Патласов, дважды лауреат главной театральной премии страны за свои постановки в жанре театральной документалистики. Именно в этом жанре он вместе с творческой группой поставил сложнейший по технологии спектакль «Я убил царя». Здесь документы и фотографии той поры, выдержки из дневников и записей членов царской семьи, а также подтвержденные документально рассказы участников расстрела перемежаются с собственно спектаклем, записанным на видео.

Евгений Миронов предстает в роли Николая Александровича Романова, императрицу Александру Федоровну играет актриса Александринского театра Ольга Белинская, а роль цесаревича Алексея исполнил 13-летний актер Иван Щенин. Всего в спектакле задействованы 35 актеров. Был специальный кастинг с участием нескольких сотен человек — и все для того, чтобы найти артистов с максимальным сходством с реальными участниками тех событий.

По словам режиссера, во время работы над спектаклем, которая длилась два года, было изучено множество архивных документов и личных дневников. Среди шокирующих открытий — письменные признания, в которых убийцы хвалились, что именно они всадили пулю в юного цесаревича и его сестер. Отсюда и название спектакля: «Они этим гордились, и было интересно узнать, чем они оправдывают свои действия, – рассказывает Михаил Патласов. – А ведь это были не изверги, не палачи, а обычные люди. Мы нашли больше двадцати документов, подтверждающих последовательность расстрела. Цесаревич погиб одним из последних».

Может быть, со временем наши потомки будут смотреть театральные постановки исключительно в VR-формате, но пока это нечто совершенно необычное. По признанию художественного руководителя Театра Наций, одной из причин выбора такого формата стала экономия. Поскольку в таком виде постановка мобильна, ее можно показывать в разных городах по всей стране . «Очень важно, чтобы спектакль посмотрели молодые люди, — считает Евгений Миронов. — Ведь сегодня новое поколение уже не знает историю. В нашей стране не было покаяния, мы лихо его перешагнули. Мы не покаялись в самом страшном преступлении ХХ века — расстреле царской семьи. Как можно забыть про это?». После премьерных показов в Москве  спектакль отправится сначала в Екатеринбург, потом в Тобольск.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Уэс Андерсон – о хаосе, театральности и черно-белом кино

О собственном стиле Возможно, прозвучит странно, но мне действительно не кажется, что я выбрал какой-то определенный стиль. Стиль – это…

6 часов назад

«Жадно смотрю в сейчас»: Интервью Аллы Сигаловой

Хореограф, танцовщица, режиссер, актриса, участница многочисленных телешоу – в каких только качествах мы не знаем и любим Аллу Сигалову. А…

11 часов назад

«Летучий корабль» отправится в новое плавание

Сказочный фильм-мюзикл «Летучий корабль» получит продолжение. Об этом рассказал продюсер Алексей Учитель: по его словам, премьера сиквела намечена на 2026…

12 часов назад

Джереми Аллен Уайт: Бунтарь и причины

Джереми Аллен Уайт похож одновременно на Джеймса Дина и Боба Дилана. Да и играет, как правило, харизматичных бунтарей с темным…

17 часов назад

«Севильский цирюльник» на Новой сцене Театра имени Вахтангова

На Новой сцене Театра имени Вахтангова еще одна громкая премьера: «Севильский цирюльник» по пьесе Бомарше. Идею постановки режиссеру Геннадию Шапошникову…

2 дня назад

Где мой ястреб, чувак? Чудные факты о Уэсе Андерсоне и его фильмах

1 мая кудесник Уэс Андерсон отмечает 55-летие. Но мы не собираемся в очередной раз петь дифирамбы его уникальному стилю, симметричным…

2 дня назад