На Netflix вышел последний сезон «Тьмы» — немецкого научно-фантастического сериала о временных петлях и конце света. С самого первого эпизода шоу старательно выстраивало мир, полный загадок: события разворачивались в трех временных отрезках, герои встречали себя же в будущем молодыми, а в прошлом — постаревшими. Ситуация становилась все сложнее с каждой новой переменной, и не запутаться к финалу в происходящем стало по-настоящему трудно — даром что все происходит на территории небольшого городка Винден. «КиноРепортер» предлагает анализ произошедшего в сериале и ответы на некоторые вопросы: путеводная нить, кто есть кто и самое главное — концовка. В тексте немало спойлеров: мы предупредили.
Основные события сериала происходят в пяти временных отрезках, охватывающих промежуток с 1921 по 2053 год. Иногда сюжет запрыгивает и дальше, вплоть до 1888 года. Важно отметить, что между всеми временными линиями существует промежуток в 33 года: именно такой временной отрезок можно «проскочить» в этом сериале. Отсюда и повзрослевшие версии героев, которые встречают сами себя. Или узнают очередную загадочную истину о ком-либо из уже знакомых персонажей. Третий сезон открывает параллельную вселенную, и следить приходится уже за двумя мирами.
Сюжет стартует с двух важных сцен: отец главного героя Йонаса сводит счеты с жизнью, а годом позже в городе исчезает мальчик при загадочных обстоятельствах. Позже Йонас узнает, что два события связаны и речь идет об одном и том же человеке. Есть твисты и покруче: так, одна из героинь оказывается собственной бабушкой — спасибо путешествиям во времени. Дело в том, что все события шоу связаны между собой, а большая часть героев (которых тут больше десятка) если и не являются родственниками, то точно связаны друг с другом как-то еще. Такой вот тихий немецкий городок.
Прежде чем говорить о шоу и его концепциях, стоит остановиться на двух ключевых персонажах сериала. Йонас Каннвальд — юноша, случайно обнаруживший путешествия во времени и застрявший во временной петле. Его отец, как уже говорилось выше, на самом деле является Миккелем младшим братом его же девушки Марты Нильсен. В будущем Йонас нарекает себя Адамом и преследует единственную цель — уничтожение временной петли, пусть даже ценой жизней близких.
Во втором мире Йонаса не существует: Миккель не отправлялся в прошлое, а значит, не мог стать отцом мальчика в прошлом. Здесь главной путешественницей во времени является Марта, позже назвавшая себя Евой. Она, в отличие от Адама, мечтает предотвратить Апокалипсис и спасти родной мир от вымирания — пусть даже ценой мира Йонаса. Обе стороны активно привлекают людей на свою сторону из обоих миров, не брезгуя даже самыми радикальными методами. Узнать, кто есть кто, как все друг с другом связаны и чем альтернативные версии отличаются друг от друга, можно с помощью специального сайта, в деталях раскрывающего все, что происходит с теми или иными героями. Увы, только на английском языке.
27 июня 2020 года в обоих мирах наступает конец света. Он вызван радиоактивными изотопами цезия, которые были долгое время скрыты под атомной электростанцией в пещерах и хранились в защищенных бочках. Увы, в ходе полицейского расследования бочки были обнаружены. Вскрыв одну из них, люди выпустили загадочную темную материю, которая и привела к концу света. В результате погибло большинство людей не только в Виндене, но и во всем мире.
Если 2 первых сезона заигрывали с путешествиями во времени, то в последней серии второго представили концепцию параллельных вселенных. События третьего в итоге «размазаны» не только во времени, но и в пространстве — оказывается, «иномирцы» вмешивались в события и раньше. Сериал, к счастью, дает визуальный ключ для распознавания, о каком мире идет речь в конкретный момент: переход между двумя мирами сопровождается особенным визуальным и звуковым эффектом. Плюс к тому хватает и мелких визуальных отличий, раскиданных по всему Виндену: от изменяющегося цвета стен до новых характерных черт у героев.
В седьмом эпизоде доктор Таннхаус, один из ключевых героев в сюжете и автор книги о путешествиях во времени, рассказывает о мысленном эксперименте Эрвина Шредингера. Так называемый «кот Шредингера» существует одновременно в двух состояниях благодаря особенностям работы квантовой физики, но это распространяется лишь на частный случай. Таннхаус же предлагает увеличить масштабы и выдвигает теорию о том, что при подобном подходе возможно сосуществование параллельных миров — ровно то, что и происходит в третьем сезоне.
Это не случайность: именно Таннхаус несет ответственность за появление двух миров — похожих в целом, но отличающихся в деталях. Как именно это произошло, правда, остается лишь гадать: сериал не объясняет, что за устройство было им создано, как и какие цели он при этом преследовал. Скорее всего, монолог об эксперименте Шредингера и параллельных вселенных был не случаен, и созданная им машина должна была позволить перенестись в другой мир.
Здесь начинается самое интересное: несмотря на то что почти весь сериал старательно показывает противостояние между Адамом и Евой, Йонасом и Мартой из разных миров, главным виновником оказывается именно тихий доктор, написавший книгу о путешествиях во времени. Дело в том, что его сын вместе с семьей погиб в автокатастрофе, и Таннхаус отчаянно пытался найти способ их вернуть — или попасть в ту реальность, где этого не произошло. В итоге это обернулось боком всем, в том числе и самому Таннхаусу: сына он вернуть так и не смог, зато получил новую внучку, которую назвал в честь погибшей в автокатастрофе Шарлотты. Речь, кстати, о той самой девочке, которая стала собственной бабушкой.
Если все события повторяются, то как же выбраться из цикла? Герои снова и снова делают те же действия, застряв в бесконечном лимбе из повторяющихся событий. Но, судя по всему, возможность взаимодействовать с собственными повзрослевшими версиями помогает героям получать новые знания, и процесс напоминает уже не хождение по кругу, а скорее движение по спирали. Да, изменения не такие большие в глобальном смысле и основные из действия все еще повторяются, но именно это и позволяет в конечном счете найти ту самую точку, из которой наконец можно что-то сделать. Прервать цикл. Разрубить узел.
Герои часто упоминают исток, считая именно его главным виновником временных аномалий. Адам уверен, что исток — это их общий с Евой ребенок, поэтому он видит своей целью уничтожение беременной Марты. Однако из его плана явно ничего не выходит: сериал не раскрывает деталей, но показывает сына Марты, который по наставлению матери активно создает все, что вновь приведет к временной петле.
Настоящим истоком оказывается именно смерть сына Таннхауса, и предотвращение этого наконец выводит мир из цикла. Оба мира, порожденные машиной доктора Таннхауса, перестают существовать — а с ними не только Йонас и Марта, но многие другие жители Виндена.
Сериал не дает точных объяснений тому, как должен разрешиться последний временной парадокс, схожий с парадоксом убитого дедушки: если смерть Таннхауса-младшего предотвратили Йонас и Марта, то Таннхаус не создаст машину. Это в свою очередь приводит к тому, что Йонас и Марта попросту не могут существовать изначально — а значит, не могут и спасти сына Таннхауса.
На то, что создание двух вселенных не прошло бесследно, намекает и финал истории: Ханна, родившая Йонаса, здесь также беременна и, явно переживая дежавю, планирует назвать сына Йонасом. Что именно означает эта деталь — остается лишь гадать: сериал оставляет немало вопросов, но не дает на них ответов, а четвертого сезона при этом в планах нет. Чем не простор для полета фантазии?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…