Юноше, который с детства фанатеет от «Артура и минипутов», друзья на 18-летие делают особенный подарок – поездку в тот самый дом, где снимались фильмы знаменитой трилогии. Дом этот расположен в жуткой глуши и давно заброшен, но доверху забит милыми сердцу преданного поклонника и покрытыми толстым слоем пыли артефактами. А еще его облюбовали какие-то очень недобрые личности. Которые до поры до времени зловеще где-то таятся, но явно имеют целью гостей изощренно ликвидировать.
Для начала, перед тем как приступить непосредственно к разговору о фильме «Проклятие Артура», не лишним будет напомнить, кто вообще такие эти Артур и минипуты. Лет 20 назад Люк Бессон написал сценарий отчасти автобиографической картины про мальчика, который однажды узнает, что по соседству, в саду за окном буквально, живет маленький, но гордый народец – минипуты. Сценарий конвертировался сперва в роман, а уже потом был применен по прямому назначению. И все это вылилось в целую медиафраншизу, включающую три полнометражных ленты, четыре книги, мультсериал и видеоигру.
Фильмы в мировом прокате провалились, так как объективно были не очень. Их справедливо пинали за слабый сюжет, содержащий странный любовный союз 10-летнего Артура с половозрелой барышней, и откровенно посредственную анимацию – особенно в первой картине. Не спасло даже участие в озвучке Мадонны, Дэвида Боуи, Лу Рида, Игги Попа и Снуп Догга (хотя детишкам ведь нравятся Лу Рид, Игги Поп, Дэвид Боуи и Снуп Догг). Но умеренной популярностью какое-то время серия все-таки пользовалась. И у нас в том числе, и, главным образом, во Франции.
Ну а теперь Люк Бессон решил свое детище эксгумировать, реанимировать и, по-видимому, окончательно умертвить. Применив радикальный и ныне актуальный метаиронический подход. И вновь с разбега прыгнул на старые грабли. В тот раз он взялся делать детские мультики, не имея никакого опыта в производстве детских мультиков. Сейчас же собрался снимать слэшер, не имея никакого опыта в производстве слэшеров. Ладно, почти никакого – все же культовую «Границу» Ксавье Жанса когда-то продюсировал.
Тем труднее объяснить его новый провал (а «Проклятие Артура» – увы, скорее провал). Вроде же знаком с французскими экстремальными хоррорами, раз к одному из самых ярких из них прямое отношение имел. Значит, представляет, как оно должно выглядеть: бескомпромиссно жестоко. Тем более, если уж взялся публично уничтожать столь важный для себя проект, этапный, масштабный и в определенной степени даже интимный, – то браться за дело надо как следует и идти до конца.
Бессон же, с одной стороны, процессом метаироничной деконструкции занялся и впрямь основательно. Вплоть до того, что деревенские маньяки у него натурально косплеят персонажей «Артура и минипутов». С другой стороны, сочинив сценарий и назначив на одну из главных ролей родную дочь, режиссерский пост он зачем-то доверил некому Бартелеми Гроссманну, который до настоящего момента ничем существенным нигде не отметился. И, опять же, опыта постановки чего-то похожего у него нет. Что, мягко говоря, заметно.
Нельзя, впрочем, сказать, что все совсем ужасно. Гроссманн этот выполнил работу добросовестно. Выдал без энтузиазма и каких-либо изысков скучноватое, проходное, но в целом удовлетворительное кино, где совершенно не за что глазу зацепиться. Стандартно раздражающую компанию молодежи (а раздражают они, в первую очередь, гипертрофированной инфантильностью и добропорядочностью) стандартно истребляют злобные провинциалы. Не беря в расчет контекст – оно бы и ничего. Но контекст-то в данном случае существенную роль играет. И оттого за «Проклятие Артура» и Люка Бессона обидно.
Потому что Люк Бессон в кои-то веки создал что-то действительно свежее и остроумное. Вдумайтесь хорошенько: это как если бы, допустим, Питер Джексон снял условный аналог «Техасской резни бензопилой», в котором бы туристов-толкинистов в какой-нибудь реальной новозеландской локации из «Властелина колец» мочили местные толкинисты, разодетые эльфами и орками. Ну хорошо, может, не настолько «Проклятие Артура» в теории крутое, но принцип примерно такой.
Ничего подобного никто бы не разрешил сотворить ни с одним крупным кинобрендом. А Люк Бессон со своим кинобрендом – не самым раскрученным, но все же заметным – сотворить решился. И за это уже достоин уважения (былые его заслуги мы сейчас не рассматриваем). При должном уровне исполнения – с душой, фантазией и размахом, а не с растянутой на сорок с лишним минут вступительной частью и пресной режиссурой – могло бы из «Проклятия Артура» получиться действительно значительное жанровое событие. А так – очередное грустное свидетельство того, что Люк Бессон давно не тот.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…