Филипп Янковский, Олег Меньшиков и русский Райан Гослинг в мрачном провинциальном неонуаре.
Молодой автоугонщик, страдающий обостренным чувством справедливости и, как ни парадоксально, повышенной социальной ответственностью, крадет машину одного лысого неприятного типа в качестве наказания за проявленную на дороге грубость. Лысый неприятный тип идейного последователя Юрия Деточкина быстро находит и знакомит со своим начальником, человеком очень влиятельным и опасным, хотя и менее неприятным. Вскоре парень обнаруживает себя в самом центре запутанных разборок из-за золота, когда-то похищенного с местного аффинажного завода, но зато получает возможность наконец-то выяснить всю правду о своем отце. В частности, кто, как и почему его давным-давно убил.
Аффинажный завод – это такое место, где золото очищают от примесей и превращают в красивые слитки. Процесс, должно быть, увлекательный, но в сериале «Прелесть», весь сюжет которого вокруг аффинажного завода и золота крутится, к сожалению, должного внимания ему не уделяется. Нам только говорят, что все, кто на этом заводе трудится, постоянно норовят золото оттуда вынести. В принципе, с тем же успехом речь могла бы идти и про какое-нибудь иное предприятие, производящее дорогостоящую продукцию. Но вкрадчивый голос Олега Меньшикова в начале каждого эпизода уверяет нас, что «золото коварно и своевольно», и разное прочее на бессловесное вещество наговаривает. Дескать, от него все зло, от проклятого.
Олег Меньшиков играет упомянутого влиятельного и опасного человека, который когда-то, в 1990-х, был директором завода. Но потом что-то произошло мутное и нехорошее, связанное с махинациями и нарушением целого ряда статей УК, его самого посадили, но теперь он вернулся и намерен всем то ли отомстить, то ли не отомстить, то ли еще чего. Ясно, что у него есть какая-то тактика и он ее придерживается, при этом стараясь выглядеть максимально зловеще и загадочно. В полуразрушенном особняке живет вместе с верным приспешником по кличке Буба (тот самый лысый неприятный тип), иконы пишет, а потом сжигает, ведет пространные разговоры и ходит туда-сюда степенно с таким лицом, будто он в своем познании настолько преисполнился, что ему этот мир уже абсолютно понятен.
Филипп Янковский играет представителя противоположной стороны конфликта, нынешнего директора все того же завода. Роль у него – приблизительно как у Боба Хоскинса в «Долгой страстной пятнице»: криминальный авторитет, в растерянности наблюдающий за тем, как вся его империя стремительно и неумолимо рушится под воздействием неких непостижимых внешних сил. Роль не такая яркая, как могла бы быть (даром что одна из центровых), а уж на фоне Меньшикова он как-то совсем бледно смотрится. Да и на фоне всех остальных тоже, включая Максима Коновалова aka Леха из «Бумера» в роли Бубы, который здесь являет собой живое воплощение харизмы, брутальности и аутентичного бандитского колорита. Также за аутентичность и брутальность отвечают Константин Мурзенко и максимально суровый, как всегда, Олег Васильков.
Плюс есть главный (номинально) герой в исполнении Федора Федотова, занятый преимущественно старательной имитацией Райана Гослинга из «Драйва». Профессионально крутит баранку, немногословен, но решителен и добр сердцем, наружности смазливой и с щенячьими глазами, но излучает неимоверную крутизну и в случае чего способен постоять за себя и за даму сердца, пускай она и проблемная наркоманка. Ну и, конечно, не умер в конце. Нормальный такой, короче, Райан Гослинг, ничем не хуже заморского оригинала, а где-то даже и лучше. Честнее, добрее, что ли. К тому же патриот, мечтает не о Лазурном Береге, а о нашем родном Вардане. Ведь если есть на свете рай, то это – Краснодарский край.
Тогда как ад, очевидно, расположен там, где разворачиваются события сериала «Прелесть». Депрессивный моногород без названия, в котором всегда пасмурно и уныло, все носят исключительно черное, никогда не улыбаются, а лишь друг дружку подставляют, поколачивают, всячески третируют и, конечно же, убивают. В чем виновато, напомним, если верить вкрадчивому голосу Олега Меньшикова, золото. Это было бы, наверное, слишком тоскливо, когда бы не нарочито чрезмерная подача в формате неонуара, мрачного, запутанного, нагруженного всякими библейскими аллюзиями и пафосом под стать. Что придает сериалу некоторую отдаленную схожесть с кинокомиксами наподобие «Бэтмена» и «Города грехов».
В то же время «Прелесть» вполне можно рассматривать, например, как оммаж фильмам Юрия Быкова. Или как скрытую пародию на них же. Или как то и другое разом. Здесь тоже мужики с хмурыми лицами (Дениса Шведова среди них только не хватает) о чем-то очень долго беседуют, ища какую-то сермяжную правду, а в конце как давай стрелять кто в кого. И в плане поднимаемых тем, и в плане визуального стиля – прямо один в один практически. И лаконичное название из одного слова на месте, опять же, и война за завод в наличии. Как и предельная серьезность интонации. Сквозь которую, однако, все же нет-нет да и проглянет еле заметная, эфемерная сардоническая ухмылка.
Комментарии