Фильм частично основан на реальных событиях.
Чикаго, конец 1960-х. Женщина в элегантном коктейльном платье открывает изнутри дверь ресторана, чтобы рассмотреть протестующих на улице. Офицер полиции настойчиво отстраняет ее назад, и она возвращается в зал, не догадываясь, что совсем скоро тоже окажется по ту сторону баррикад. Через несколько дней Джой (так зовут героиню, которую играет Элизабет Бэнкс) узнает, что ее беременность несовместима с пороком сердца. Но комиссия врачей, состоящая целиком из мужчин, считает шансы на выживание (50 на 50) достаточно высокими, и отклоняет запрос на прерывание. Джой ищет обходные пути, но решение находится, когда она цепляется взглядом за объявление на остановке: «Вы беременны? Вам тревожно? Звоните Джейн».
Договорившись с обезличенной «Джейн» на том конце провода, Джой оказывается в подпольном гинекологическом кабинете. Но, в отличие от клиник в гетто, «Позвони Джейн» собрали у себя настоящих врачей, да еще и предлагают после процедуры терапевтическую тарелку пасты. Спустя неделю главная «Джейн», в миру Вирджиния (Сигурни Уивер), деликатно справляется о состоянии клиентки и между делом просит о небольшой услуге.
Шестидесятые – пожалуй, любимый период американских кинематографистов, и дело не только в антураже. В истории США это десятилетие во многом стало поворотным, и некоторые из стартовавших тогда дискуссий не исчезают из новостных сводок по сей день. Фильм частично основан на реальных событиях – аборты в США были запрещены в большинстве штатов до 1973 года. В ответ на это Организация освобождения женщин начала расклеивать по Чикаго зашифрованные объявления с телефоном той самой Джейн. Тогда все закончилось легализацией абортов по желанию женщины. В прошлом году обстановка в Штатах вновь накалилась из-за «Акта о сердцебиении».
«Звоните Джейн» берется доходчиво объяснить, почему личное – это политическое. Стоит признать, в какой-то мере это действительно неплохой ликбез. Глазами главной героини мы видим женщин, не попавших в выборку счастливых жен и матерей. Джой в начале фильма искренне считает, что оказалась с ними в одной очереди по досадной случайности, и вслух осуждает незамужнюю девушку за слишком взрослого и женатого любовника. Уже другая Джой в конце фильма понимает, что само существование такой организации – закономерная реакция на патовую ситуацию, в которой оказались все без исключения. И то, что кроме боевитой Вирджинии, среди «Джейн» есть монахиня и девушка на последнем месяце беременности – наглядная иллюстрация самой настоящей солидарности.
В режиссерском кресле «Звоните Джейн» оказалась Филлис Наж, номинированная на «Оскара» за сценарий для «Кэрол» (2014). Тогда она показала, что умеет работать с непростыми женскими историями с особой деликатностью. Но в этот раз сценарий писала не она, а Хейли Шор и Рошан Сети, до этого работавшие в основном над сериалами. И, к сожалению, это дает о себе знать.
В попытках втиснуть в хронометраж фильма целый ворох важных заявлений, они не дают героям задержаться ни на одном из них, чтобы действительно показать всю многогранность проблемы. То, что должно, по всей видимости, разрядить обстановку и придать недостающего объема, наоборот сбивает с толку или выглядит почти диснеевским клише вроде проливного дождя в момент отчаяния.
Вряд ли кто-то ждет от голливудского фильма документально-анатомической точности, но некоторые сцены вовсе оставляют ощущение неуклюжей шутки, ни разу не разбавляющей атмосферу (серьезно, перед хирургической процедурой можно тренироваться на тыквах?) В итоге хорошая актерская игра тратится на плоские ситуации и бескровные диалоги.
Несмотря на выбранную создателями тему, фильм получился на удивление безопасным. Иронично, что Джой в начале своего перерождения не могла без смущения произнести слова «вагина». По сути, у всего фильма примерно та же проблема. Говоря о важном, он останавливается на полунамеках. Дежурный букет рядом с операционной кроватью и короткие реплики, мгновенно приводящие пациенток в чувство, не выглядят соразмерными тем переживаниям, которые наверняка испытывали обратившиеся к «Джейн» женщины.
В «Звоните Джейн» не хватает пусть и некомфортной, но правдоподобной тяжеловесности. Интонации фильма берегут зрителя, и размывают то, чего стоит зыбкое право выбора, и что этому выбору предшествует. С другой стороны, возможно, такой подход лучше подходит для разговора на серьезные темы с широкой аудиторией. Учитывая актерский состав, остроумно подобранный саундтрек и просто красивые кадры, эта интерпретация исторических событий, откликающихся до сих пор, для многих может стать занимательным вводным уроком.
Комментарии