Кино

Потерянные в России: Инструкция по выживанию

Современный отечественный кинематограф предупреждает: Россия в силу огромности своей опасностями полнится. На бескрайних просторах ее легко можно заблудиться, что чревато различными неприятными последствиями. Вот и демонстрируют наши кинематографисты с пугающей регулярностью, как простые граждане неожиданно для себя оказываются в экстремальных условиях и пытаются – с переменным успехом – в них выжить.

Особенно в категории кино про выживание любят проверять на прочность русских женщин. Возьмут симпатичную барышню, зашвырнут ее куда подальше и наблюдают, как она выкручиваться будет. Причем зашвыривают порой буквально – как, например, героиню фильма «Одна» (2022), основанного на реальных, между прочим, событиях. О том, как в советские годы обычной девушке удалось чудом уцелеть при падении самолета.

Правда, далее ей пришлось еще пару дней сидеть на месте крушения в ожидании спасателей. В кино же сыгравшей ее Надежде Калегановой на месте не сидится. Вместо этого она предпочитает ходить туда-сюда по живописным окрестностям, проваливаясь в болота, удирая от тигров, галлюцинируя и постепенно внутренне примиряясь с потерей близкого человека.

В похожую передрягу (опять-таки по мотивам реальных событий) попадает героиня фильма «Чужая» (2023) в исполнении Анны Слю. Она тоже сваливается с небес в сказочную тайгу вместе с воздушным транспортным средством. Но ее подбирает местная бабка-шаманка и отвозит на оленях в свою деревню, полностью изолированную от внешнего мира. Тамошние аборигены иноземную гостью фактически берут в заложники: никуда не отпускают, заставляют чистить рыбу и выдают замуж за угрюмого бирюка, который тут же принимается ее насиловать. В конце концов ей удается сбежать, но, увы, ни к чему хорошему это не приводит. Вероятно, потому что от себя не убежишь. Или по другой какой-то причине, трудно сказать. Очень уж загадочная эта кинолента.

Несколько иначе, в гораздо менее серьезном ключе, тему принудительного единения отдельно взятой особы с российской природой освещает комедия «Дикая» (2022). В ней Таисия Вилкова в роли недалекой манекенщицы бегает голышом, потешно визжит, ест подозрительные грибы, как следствие последнего ведет беседы с песцом Игнатом, и все это на фоне дивных пейзажей Якутии. Куда ее доставил на личном самолете солидный мужчина (Алексей Кравченко).

После чего накормил жеребятиной, усадил в лодку, отвез черт-те куда любоваться красотами, а затем внезапно самоустранился, тем самым прелестницу немало озадачив. Куда идти – неизвестно, кругом на многие километры никаких признаков цивилизации, только злые браконьеры подстерегают с недобрыми намерениями. Благодаря чему в последней своей трети фильм вдруг трансформируется в женскую версию «Рэмбо».

А вот московская эсэмэмщица по имени Анна из мотивационно-романтического роуд-муви «Поехавшая» (2023) принимает решение отправиться вглубь России на велосипеде самостоятельно, будучи практически в твердом уме (хотя и здесь без галлюцинаций не обходится). Она снаряжает экспедицию на другой конец страны с целью встретиться с мамой. Достичь этой цели у нее не получится, зато получится найти любовь, вдоволь плодотворно порефлексировать, кардинально пересмотреть свою систему ценностей и прославиться.

Примечательно, что фильм (снова по реальным событиям), по идее, продвигает внутренний туризм, и при этом мы видим, как отважной велосипедистке в дороге то и дело попадаются крайне неприятные личности: гопники, насильники, агрессивные дальнобойщики, хамоватые работники сферы услуг и так далее. Что, наверное, продвижению внутреннего туризма не очень способствует.

Так или иначе, все вышеозначенные произведения объединяют не только явные сюжетные сходства, но и общий посыл. Который можно сформулировать так: русская женщина, какая бы она ни была с виду хрупкая и нежная, в конце концов сумеет все преодолеть и к любым обстоятельствам адаптироваться. Даже героиня «Чужой» постепенно привыкает к первобытному образу жизни в племени, осваивается и занимает не последнюю ступень в их нехитрой социальной иерархии. Прямо как Кевин Костнер в «Танцующем с волками». Даром что Анна Слю – во всех возможных смыслах не Кевин Костнер. Короче говоря, русская женщина не только в горящую избу войдет, но и в самый труднодоступный уголок России невзначай залетит, и выстоит перед любыми испытаниями.

Впрочем, если речь идет о столкновении с потусторонним, то тут уж извините. Исход такого столкновения будет зависеть исключительно от того, с кем именно из бесчисленных мифологических персонажей, населяющих Россию, вам довелось повстречаться, и в каком настроении он в данный момент времени пребывает.

Вот в фолк-хорроре «Иччи» (2020) злой якутский дух всю ночь гоняет по темному лесу целую многонациональную семью, наводя на них морок и забрасывая их в пространственно-временные аномалии, и в итоге загоняет всех прямо до смерти. Другой многонациональной семье, из мистической драмы «Дух Байкала» (2023), везет больше: обозначенная в заголовке могучая сущность насылает на них мощную бурю и заставляет бегать впотьмах по льду крупнейшего в мире озера, натыкаясь на торосы и отбиваясь от волков, из сугубо благих побуждений. А именно – чтобы они многое поняли и меж собой крепко сплотились.

Вообще, как показывает практика (точнее, современное российское кино), многое в подобных ситуациях зависит от того, насколько человек, угодивший в ту или иную отдаленную область России, чист душою. Скажем, дальнобойщик Гоша из триллера Степана Бурнашева «Черный снег» (2021) – жадный и подлый мерзавец. Поэтому, когда на безлюдной зимней трассе ему придавливает руку грузовиком, то как бы отчаянно ни боролся он за свою жалкую жизнь, неутешительный финал для него заведомо предрешен.

А вот Иван из фильма «Вертолет» (2021) – примерный семьянин и вообще молодец. Поэтому когда он отправляется пешком в дальний путь, чтобы спасти свою маленькую дочь, то понятно, что легкой прогулки не предполагается. Но все же, несмотря на все преграды, ему удастся достигнуть пункта назначения. Правда, лишь для того, чтобы выяснить, что бывают такие ситуации, на которые человек в принципе бессилен повлиять, хоть ты в лепешку расшибись.

Тем не менее в конечном счете бывает очень полезно затеряться в России и немного побродить по незнакомой местности, подвергаясь смертельным рискам. Да, вас может загрызть медведь, например. Но может ведь и не загрызть! И тогда на вас, скорее всего, снизойдет осознание того, что действительно стоит ценить. Как в случае с Дмитрием Нагиевым, герой которого в фильме «На ощупь» (2022) прямо в процессе охоты на косолапого теряет зрение. Однако умудряется не только не погибнуть, но и выйти победителем в неравной, казалось бы, схватке с мощным свирепым зверем. А также, закусив шашлыком из лисицы, отыскать дорогу домой и между делом разобраться в своих непростых отношениях с сыном.

Вот и у героя Алексея Серебрякова в зоохорроре «Бешенство» (2023) от создателя «Чебурашки» Дмитрия Дьяченко тоже проблемы с сыном. А у того, в свою очередь, серьезные проблемы с наркотиками. И чтобы все проблемы разом решить, отец увозит своего непутевого, страдающего от ломки отпрыска в глушь, где всюду снега, холодрыга лютая и к тому же свирепствуют бешеные хищники. Жертвами которых в результате цепочки трагических событий (и вновь реальных – по крайней мере, в какой-то степени) становятся несколько человек, включая отца. Зато парень избавляется от пагубной зависимости.

Итак, попробуем резюмировать вышесказанное. Что мы должны уяснить из того, что до нас пытается донести отечественный кинематограф? Если вы потерялись где-то в России, то прежде всего постарайтесь не паниковать. Скорее всего, это к лучшему. Подумайте о родных и близких: не исключено, что кого-то из них вы несправедливо обидели. Загляните поглубже внутрь себя – как правило, выход из положения нужно искать где-то там. Если вы женщина, попробуйте раздеться и побегать – иногда почему-то помогает.

Главное – помните: Россия всего лишь хочет преподать вам какой-то важный урок. Конечно, чтобы его усвоить, придется чем-то или кем-то пожертвовать. И не факт, что вы сами при этом выживете. Но если все-таки усвоите и выживете, то еще и спасибо потом скажете. И кино про ваши приключения непременно снимут.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

19 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

21 час назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

24 часа назад