Экранизация подросткового романа, из которого создателям удалось выдавить парочку интересных идей.
Подростковое фэнтези «Поступь хаоса» рассказывает о жизни на далекой планете, где все мужчины способны слышать и видеть мысли друг друга с помощью «шума» неизвестного происхождения. Спустя годы одинокой жизни в Новый мир прибывает корабль с новым поколением колонизаторов. Из экипажа разведывательного шаттла выживает лишь одна девушка, за которой сразу же начинается охота.
«Поступь хаоса» Дага Лаймана («Мистер и миссис Смит», «Сделано в Америке») сложно назвать новым проектом режиссера. Фильм пролежал на полке почти 4 года: основное производство завершилось еще осенью 2017-го.
Намеченные пересъемки (фокус-группа осталась не в восторге) сорвались из-за занятости Тома Холланда и Дэйзи Ридли в крупных кинофраншизах – «Человеке-пауке» и «Звездных войнах». Финальные кадры были получены только в 2019 году и обошлись создателям в дополнительные 15 млн долларов. Затем в дело вмешалась пандемия… В общем, картина собрала максимум препятствий на своем пути.
Даже без таких катастрофических вводных «Поступь хаоса» морально устарела еще до премьеры – литературный первоисточник увидел свет в 2008 году, а продюсеры впервые задумались о возможности экранизации в 2011-м. Воплоти они задумку в жизнь тогда же, лента вполне могла влиться в череду «Голодных игр» и «Дивергентов». Сейчас же проект из серии young adult выглядит очень странно – особенно в прореженной ковидом репертуарной сетке.
При этом фильм Лаймана можно назвать лучшей возможной версией этой истории, созданной в том числе и на монтажном столе. Да, здесь очевидно наличие первоисточника, в котором мотивация персонажей раскрыта полнее, а устройство мира прописано подробнее. Да, сюжет базируется на банальном противопоставлении женщин мужчинам.
Но говорить о том, что это худший пример подростковой фантастики язык не повернется. Во-первых, происходящее спасает сама задумка «шума» и его визуальное воплощение. Это оригинальное и амбициозное решение, которое, хоть и не всегда выглядит достаточно проработанным, способно удержать внимание зрителя, а также предоставить пространство для комической разрядки. Для приключенческого кино с неожиданно резкими и неоправданно жесткими моментами это важно.
Во-вторых, несмотря на то, что герои пускаются в смертельно опасный квест, лента обладает наивной атмосферой и неуклюжей романтикой (привет пубертату), вызывающей скорее умиление. Главные герои оказываются крайне уязвимыми и учатся общаться друг с другом с нуля, при этом выглядит происходящее не слишком банально (при традиционном наборе клише) и подается с приятным юмором.
В-третьих, «Поступь хаоса» может похвастаться внушительным актерским составом, в котором ключевые актеры явно находятся на своих местах. Ридли не впервой играть в экшене (а большего от нее не требуется), Холланд прокачивается в жанре перед «Удачей Дрейка», а Мадс Миккельсен как обычно старается вытащить из своего персонажа максимум эмоций и полутонов.
Фильму удается погрузить зрителя в эту выдуманную вселенную и вызвать желание узнать о героях побольше – как каждый из них адаптировался к непривычным и подавляющим обстоятельствам, сколько лет выплавлялись в их сознаниях мантры, позволяющие взять вверх над собственным разумом, почему потуги подавить вину не увенчались успехом.
Очевидно, что затронутые в романе Патрика Несса идеи глубже и ярче показанного на экране, а многое попросту осталось за кадром. Однако оставшиеся смысловые и эмоциональные экстремумы, разбавляющие затянутые эпизоды-рефрены, способны пробудить эмпатию и подключить воображение.
Каково это – вырасти на корабле, летящем сквозь галактику и впервые увидеть дождь? Отпустить врага, законную территорию которого захватили твои сородичи? Спасает ли религия или наоборот затягивает в омут отчаяния? Жаль, что вопросов больше, чем ответов, но, с другой стороны, все могло быть намного хуже. А так – попытка пройтись по верхам засчитана, пусть и с горем пополам.
Комментарии