Фильм по повести советского писателя Мустая Карима выходит в широкий прокат – сразу после ММКФ.
На ММКФ сохранили конкурс «Русские премьеры» – главное нововведение прошлого года. О нем мы подробно писали во время смотра, поскольку программа из семи отечественных картин собралась сильная: от продолжения фестивального хита «14+» и молодежной «Головы-жестянки» до хтонически-отчаянной «Единицы Монтевидео» и драматичного «Края надломленной луны», получившего «Серебряного Святого Георгия». А эта рецензия посвящена «Помилованию» – экранизации одноименной повести башкирского писателя Мустая Карима.
Лента строится на контрастах. Молодость и любовь во всей своей жизненной силе противостоят войне, гудящей где-то неподалеку. Предрешенный исход, вынесенный в название, сталкивается с форс-мажорами военного времени. А прифронтовой уклад жизни – с редкими выстрелами: всего одну напряженную сцену можно назвать по-настоящему батальной.
Режиссер Айнур Аскаров и вовсе называет «Помилование» фильмом про войну, в котором почти нет стрельбы. Хотя за многими героями смерть ходит по пятам – начиная с голодной зимы 1941-го и заканчивая отправкой на фронт летом 1942-го.
В центре сюжета – трое приятелей: рубаха-парень Любомир Зух (Александр Новиков), прагматик с повадками свахи Леонид Ласточкин (Евгений Михеев) и артистичный Янтимер Байназаров (Николай Галлямов), который после войны мечтает снова оказаться в театре, а сослуживцам выразительно читает Маяковского.
Совсем еще дети, они не сильно взрослеют за полгода. Разве что задорная игра в снежки сменяется подглядыванием за деревенскими красавицами. В одну из них, удочеренную местными стариками сироту Марию-Терезу, Зух влюбляется. Намертво. И невольно становится главным героем трагедии: его, удравшего на свидание с невестой на казенном танке, приговаривают к высшей мере наказания.
«Помилование» честно и проникновенно говорит о двух вещах: любви и долге. Эти темы тесно переплетаются с надеждой и отчаянием и находят отражение в разных персонажах. Днем майор Казарин (точный в своих эмоциях Гела Месхи), радостный, словно мальчишка, рвет ромашки для супруги-артистки, приехавшей в соседнюю деревню на выступление. А под вечер жжет фотографию все еще любимой женщины, которая предпочла ему «человека невоенного».
Вот Янтимер, едва сдерживая эмоции, успокаивает медсестру-землячку, жених которой вернулся домой инвалидом. А вот Любомир угоняет танк и нечаянно разваливает старенький курятник – все для того, чтобы увидеть названую жену. Тема долга раскрывается тоньше: на словах все готовы взять ответственность за провинившегося товарища, но когда приходит время действовать, с самим собой справится не каждый.
Команда, снявшая «Помилование», уже работала с произведениями Мустая Карима: Айнур Аскаров снимал фильм «Отряд Таганок» (2021), а Айдар Акманов адаптировал сценарий и к нему, и к более ранней «Сестренке» (2019). Но если в центре этих историй оказывались дети, не менее храбрые и добрые, чем взрослые, то «Помилование» посвящено подросшим героям. Которые тоже допускают роковые ошибки.
Благодаря первоисточнику и хорошей режиссуре диалоговая драма не выглядит затянуто, за счет актерской игры юмор воспринимается как истинно народный, а яркая и сочная картинка роднит «Помилование» с блокбастерными хитами. Так что смотреть ленту на большом экране – одно удовольствие. Кроме того, в кинозале выше шанс пережить катарсис, близкий к тому, что дарили советские шедевры, снятые еще фронтовиками. А это нынче редкий и ценный опыт.
Комментарии