Сериалы

Почему «Триггер» – лучшая российская психодрама

Стартовал второй сезон сериала «Триггер» – психодрамы про одаренного мозгоправа, крайне высоко оцененной как зрителями (120-е место в топе «КиноПоиска»), так и критиками. Что любопытно, учитывая, сколько у нас уже понавыходило всякого кино про одаренных мозгоправов. Но все они «Триггеру» по зрительским рейтингам и популярности сильно уступают. Потому не лишним будет разобраться, что мы будем смотреть.

Засушенный до степени пугающего сходства с «художником» Павленским Максим Матвеев играет психолога Артема Стрелецкого, который избавляет от любых ментальных проблем всего за пару-тройку сеансов. По собственной авторской радикальной методике: с порога он клиенту язвит, хамит, всячески его провоцирует, чтобы ввести в состояние стресса, тем самым добраться до корня проблемы и затем вышибить клин клином. 

В ход идут буквально любые средства. Рукоприкладство, закапывание живьем, подталкивание к самоубийству, запирание в горящем сарае. А самое смешное, что все это каким-то волшебным образом помогает. Моментально.

Чушь, конечно, несусветная. И даже опасная. Но это если с рациональных позиций смотреть – и подходить к «Триггеру» всерьез. Тогда как в действительности «Триггер», хоть и психодрама технически, на самом деле является медицинским процедуралом по форме и кинокомиксом по духу. С примесью мотивов хард-бойлд-детектива. Соответственно, и Артем Стрелецкий – не столько психолог, сколько супергерой-сыщик.

Суперсила у него имеется: он, помимо того что гений проницательности, умеет как бы в память своих пациентов проникать, и тогда перед ним сценки из их прошлого разыгрываются. Есть специальное супергеройское логово (во втором сезоне – бытовка посреди стройки). Верный напарник-оруженосец также в наличии. Как и заклятые враги. Впрочем, борется Артем Стрелецкий преимущественно не с ними, а с различными душевными травмами и их проявлениями. 

Это и составляет основу сериала – еженедельные сюжеты на один эпизод. Очередной бедолага, очередное запутанное дело, которое суперпсихолог распутывает на манер перепутавшего викодин с озверином доктора Хауса. Надменные сардонические реплики и наглые выходки персонажа Максима Матвеева, реакция на них ничего не подразумевающих граждан (надо ли говорить, что Стрелецкий частенько огребает по лицу?) и используемые для исцеления последних изощренные пытки – как раз именно то, за счет чего «Триггер» удерживает людей у экранов. Схема простая, эффектная и эффективная.

Параллельно для разнообразия встроены сквозные сюжеты. В первом сезоне суперпсихолог Стрелецкий, в частности, должен был найти доказательства своей невиновности (ранее он был осужден за доведение до суицида), разобраться в отношениях с бывшей женой, еще одной особой, а также сестрой, отцом и другом. Ну и с самим собой.

Это все, понятно, гораздо менее интересно, но необходимо. Поскольку так должно быть в современных уважающих себя сериалах. Чтобы прогресс там был и чтобы к чему-нибудь все вело. А классические неразбавленные процедуралы – прошлый век. Но в действительности прогресс тот – всего лишь фикция. И второй сезон содержательно нисколько от первого не отличается. Может, разве что еще больше на кинокомикс походит. Что и к лучшему.

Да, можно ругать «Триггер» за феерическую неправдоподобность. Любой упрек по этой части будет заслужен. Но попробуйте взглянуть с другой стороны. Возможно, сериал намеренно идеализирует профессию, которая до сих пор у широких масс вызывает подозрение, смешанное с презрением. Едва ли такой подход способен кардинально изменить общественное мнение о психотерапевтах, но попытка ведь благородная как-никак.

Да и потом, сериал-то неплохой. С заметным потенциалом долгоиграющего хита. Потому как вот уж 4 эпизода второго сезона позади, то есть двадцать в сумме, а не надоедает, не тухнет. И чего б Артему Стрелецкому еще несколько сезонов не попрактиковать свой чудо-метод. В идеале бы организовать кроссовер с «Сопрано» и им оба сериала завершить, но это уже несбыточная, к сожалению, мечта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сериал «Больница Питт»: Ты не вылечишь мир, и в этом все дело

Добрый доктор с анекдотической фамилией Рабинович (вернее, Робинавич, но вы все равно будете слышать именно «Рабинович») приходит рано утром в…

7 часов назад

Малый театр широко отпразднует 90-летие со дня рождения Юрия Соломина

Малый театр анонсировал праздничную программу, приуроченную сразу к двум юбилеям: 270-му театральному сезону и 90-летию со дня рождения Юрия Соломина.…

10 часов назад

Российские мультфильмы, которые нужно увидеть здесь и сейчас

«КиноРепортер» продолжает знакомить вас с бриллиантами российской анимации. В нашей новой подборке нашлось место мультфильмам на любой вкус. Тут и…

14 часов назад

«Грешники»: Вампирская южная готика в ритме блюза

За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…

1 день назад

В России прошел Фестиваль китайского кино

С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…

1 день назад

«Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение

Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…

2 дня назад