Кино

Почему самый дорогой фильм Netflix «Серый человек» с Гослингом и Эвансом обернулся провалом

В прошлую пятницу Netflix выпустил один из главных флагманов этого года – 200-миллионный шпионский эпик «Серый человек». Забегая вперед, отметим, что получился он действительно серым – настолько, что за выходные полностью выветривается из памяти. А перспективы ведь были.

23-летний Курт Джентри (очевидно не такой юный Райан Гослинг) сидит в тюрьме штата за убийство. Тянуть срок ему еще долго, но тут появляется агент с лицом Билли Боба Торнтона и мягко убеждает его принять участие в программе ЦРУ «Сьерра» по устранению неугодных. Потрепанного вида юноша, распробовав предложенную арбузную жвачку, соглашается.

Почти два десятилетия спустя матерого оперативника, получившего кодовое имя Шесть, заносит в Бангкок. Там он с помощью основного агента управления (Ана де Армас) вооружается сначала водяным пистолетом (sic!), а после – огромной пушкой. Которую почти мгновенно выбрасывает, отчего-то переиграв регламент спецоперации.

Цель загнана в угол, но на последнем дыхании рассказывает, что сама была в отряде «Сьерра» и передает Шестому флэшку с важными данными. Далее за этим своеобразным макгаффином будут охотиться все вокруг – от руководства Лэнгли до психов-наемников, возглавляемых любителем пыток Ллойдом Хансеном (Крис Эванс). Все. Никакой интриги, никакого второго дна, даже не надейтесь. Разве что добавляется уже классическая для боевиков линия «безжалостный киллер вынужден заботиться о ребенке-сироте».

Неизобретательный квест заставляет героев лихорадочно менять локации – от Баку до Берлина, от Вены до хорватских замков, от Праги до Лондона. Но даже знаковые места сняты с таким равнодушием, что диву даешься. Герои тоже непримечательные: в Шестом, например, профессионализм и безоговорочное следование технике безопасности соседствуют с тупостью. Он то на почту в Бангкоке придет в карнавальной маске, хотя по камерам его отследят и так, и так, то, будучи раненым рядом с больницей, не берет ничего из лекарств и едет взламывать вет-клинику, то встанет у окна – видимо, чтобы попасть в него удобнее было. Сам себя сравнивает с Сизифом, не распространяется о прошлом (зрителю, по правде, и не особо интересно), периодически примеряет амплуа дамы в беде.

Ана де Армас – снова в роли шпионки на подмоге, но здесь ее героиня более приземленная, чем в последнем «Бонде». Этакая карьеристка с добрым сердцем и надеждой на моральные ориентиры у оппонентов. Но хотя бы вопросы решает быстро и по существу. Крис Эванс щеголяет усиками, которые, согласно большей части интервью, грозят стать основной характеристикой его персонажа. Играет он с блеском в глазах, но характер, полностью базирующийся на установке «я психопат и наслаждаюсь этим» выглядит атавизмом.

Донни Кармайкл, злодей из правительственных кругов – самодур с важным покровителем за спиной. И Реге-Жан Пейдж новой ролью лишь доказывает, что его заокеанский статус большой звезды, полученный за «Бриджертонов», – условнее некуда. Его правая рука (Джессика Хенвик) и вовсе постоянно нарывается на пулю, уверовав в какой-то личный иммунитет от окружающих ее психопатов. Он и правда срабатывает, но в мире «Серого человека» в целом так много нелогичного, что устаешь придираться.

Например, почти все пафосно выпрыгивают из окон (впрочем, когда Шестой пытается выйти в дверь, получает удар ножом, так что возможно, стратегия правильная). Или вот: главный злодей на прицеле, уже виден хэппи-энд, но нет, враги будут драться на кулаках, чтобы добавить 10 минут ненужного хронометража. Другая 10-минутная бойня заканчивается тем, что один из соперников просто встает и уходит. Да и химии между всеми ноль, любого героя мог сыграть любой другой актер, даже типажность здесь не имеет особого значения. Но раз раскрытия персонажей нет, может быть дела неплохо обстоят с экшеном? Это же боевик в конце концов?

И снова – увы. Да, первый час «Серого человека» начинен экшен-эпизодами, но сняты и смонтированы они настолько лениво и небрежно, что появляется желание немедленно прервать просмотр. Единственная достойная внимания сцена разместилась в начале второго часа. Это эпизод в Вене, когда Шестому, прикованному к скамейке в парке, вынужденно приходится ожидать прибытия боевиков и местного спецназа. Тогда тревожная музыка, напоминающая биение сердца, приходится действительно к месту, а происходящее на экране впервые захватывает.

Продолжается этот лихой эпизод растянутым на несколько минут, но абсолютно неизбежным крушением поезда (кстати, самолет в этом кино тоже разворотили, единичным выстрелом, но прошло как-то незаметно). В общем, если не хотите разочароваться, включайте одну эту сцену – ничего не потеряете и, может, даже останетесь довольны.

Снимать одновременно красочно и стерильно – похоже, новое проклятие братьев Руссо, сделавших себе имя на картинах с приземленным экшеном – «Противостоянии», «Другой войне» и финальных «Мстителях». Потом что-то явно пошло не так: статусный флер потихоньку сходит, но бюджеты остаются циклопическими. Возможно, все дело в серьезном тоне – всего пара фраз в «Сером человеке» способна вызвать кривую усмешку.

Только раз все преображается – когда Эванс в разгаре драки приседает на бордюр, чтобы вытряхнуть камешек из ботинка. Выглядит настолько здорово, что кажется импровизацией – так этот короткий эпизод выбивается из окружающей серости.

С серьезным лицом здесь говорят о харассменте, теневом правительстве и операционных провалах. И так же серьезно демонстрируют голливудский шрамик, который остается на виске Райана Гослинга после того, как его герой падает с огромной высоты без парашюта. 

При этом в Netflix уже доказывали, что могут снимать отличный экшен. В «Тайлере Рейке» (кстати, сценарий к нему писал Джо Руссо), «Призрачной шестерке» и даже «Красном уведомлении» тоже не было интеллектуального сюжета, но каждый чем-то да запомнился публике: ураганным экшеном и операторской работой, высокооктановым драйвом, да теми же шуточками и харизмой актеров.

«Серый человек» же предсказуемый ровно настолько, насколько и бессмысленный: если антагонист не едет на стрелку, значит с нее не вернется вообще никто, если похороны проходят в Азербайджане, то весь контекст останется за скобками, а Гарвард – глобальный поставщик тех еще моральных уродов. И чего из этого, спрашивается, мы не знали?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

5 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

6 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

10 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

1 день назад