Кино

Почему Джейк Джилленхол предпочитает саморазрушение романтике

19 декабря Джейку Джилленхолу исполняется 40 лет. Карьера актера начиналась с ромкомов и вдохновляющих байопиков, но в итоге он прославился как звезда психологических триллеров и напряженных драм. Разбираемся, почему участие в блокбастерах не сделало потомка шведских аристократов кумиром миллионов и какие проекты принесли ему любовь ценителей артхауса.

Первый прорыв

Джейк Джилленхол, родившийся в творческой сефмье, начал работать в кино с 11 лет. За первые десять карьеры он успел сняться почти в дюжине проектов и часто появлялся в картинах отца Стивена Джилленхола. Однако двери в большое кино перед ним распахнул «Донни Дарко» (2001). Научная фантастика, которую планировали выпустить сразу на видео, теперь считается культовой.

Кадр из фильма «Донни Дарко»

Джейк сыграл в картине старшеклассника, оказавшегося в центре странных и сюрреалистических событий (в кадре, например, то и дело появляется человек в костюме кролика). Детально продуманный сюжет, мифология, сдобренная научными объяснениями, и нужный драматический накал вписали картину в анналы истории.

Неудачи на поле ромкомов

В том же году Джилленхол снялся в романтической комедии «Парень из пузыря» (2001). С учетом симпатичной внешности актера было бы попросту глупо не воспользоваться такой возможностью в эпоху расцвета ромкомов. Но в итоге фильм не слишком тепло был принят критиками и провалился в прокате. Следующая попытка сыграть в жанре тоже вышла не слишком удачной: независимая черная комедия «Хорошая девочка» (2001), где партнершей актера стала Дженнифер Энистон, не сыскала любви публики и не могла похвастаться кассовым успехом.

Кадр из фильма «Любовь и другие лекарства»

Несколько лет спустя примерно та же история приключилась с «Любовью и другими лекарствами» (2010). В основном лента пришлась по вкусу ярым поклонникам актера, сделавшим ей неплохую кассу и международным журналистам, вручающим «Золотые глобусы» (они номинировавшего Джейка на статуэтку). «Любовная загвоздка» (2013) и вовсе стала последней на данный момент попыткой актера сыграть романтического героя – сложное производство (Дэвид О. Рассел покинул ленту после съемок из-за прекращения финансирования) и негативные отзывы сделали проект одним из самых низкооцененных в карьере актера.

Блокбастеры: можно, если осторожно

Положение чуть исправилось, когда Джилленхол впервые снялся в блокбастере – причем у самого Роланда Эммериха. В эпике об изменении климата «Послезавтра» (2004) он исполнил одну из главных ролей, однако спустя 15 лет после премьеры мало кому придет в голову ставить фильм-катастрофу в список лучших ролей Джейка – в фильмографии мгновенно отыщутся его более выдающиеся работы.

Если говорить о других высокобюджетных проектах, то особняком стоит «Принц Персии» (2010), который до сих пор поминают недобрым словом. То ли дело в пресловутом проклятии экранизации видеоигр, то ли время для создания фильма было выбрано неудачное. Сам актер в прошлом году тоже публично высказал свои претензии к картине. Он заявил, что блокбастер стал одним из худших примеров вайтвошинга, и на главную роль необходимо было брать не белого американца, а актера иранского происхождения.

Кадр из фильма «Принц Персии»

«Думаю, что из этого фильма я вынес урок, что надо намного тщательнее подходить к выбору ролей. Актеры могут ошибиться, но им стоит признавать, что они не были идеальными кандидатами на роль. Меня часто приглашали сыграть персонажей, которые мне не подходили, но затем ситуация изменилась», – отмечал Джилленхол.

Тактика себя оправдала: в сиквеле «Человека-Паука» (2019) актер смотрелся прекрасно, да и сборы в миллиард долларов подтверждают, что на этот раз все пошло как надо.

Кадр из фильма «Человек-паук: Вдали от дома»

Точка притяжения

Но наибольшее признание Джейку Джилленхоллу все равно принесли мрачные драмы, где он играл неоднозначных и зачастую сломленных внешними обстоятельствами персонажей. Хороших отзывов удостоились «Морпехи» (2005) Сэма Мендеса, этапной для Джейка стала роль в «Горбатой горе» (2005) Энга Ли, затем последовал криминальный триллер «Зодиак» (2007), который считается лучшим фильмом Дэвида Финчера.

В 2011 году, спустя десятилетие после выхода «Донни Дарко», Джилленхол вновь снялся в сайфае про путешествия во времени — «Исходный код» (2011) поставил сын Дэвида Боуи Данкан Джонс. Год спустя актер поработал с Дэвидом Эйром над «Патрулем» (2012), снятом в излюбленном жанре постановщика – двое напарников в антураже кровавых бандитских разборок в Лос-Анджелесе.

Кадр из фильма «Патруль»

Тандем мечты

Затем в жизни Джилленхола случилось сотрудничество с Дени Вильневым, которое вылилось в нечто прекрасное. В «Пленницах» (2013) о поиске пропавших девочек и выплескивающейся наружу ярости и «Враге» (2013) о природе дуальности актер творил что-то невероятное, чем закрепил свой статус безусловной звезды нишевых проектов.

«Думаю, что мы с Дени разделяем любовь к студийному кино и блокбастерам, но хотим отражать в них человеческий аспект, психологию, детали. Подготовка и исследование должны быть обширными и ничего нельзя воспринимать как должное. А это иногда случается, когда тебе на съемки дают большую сумму денег», – отмечает актер.

Кадр из фильма «Пленницы»

Взгляд в бездну

В том же году вышел «Стрингер» (2013), где героя Джейка затянуло в еще более беспросветную бездну. От развращенного и циничного Луиса Блума невозможно отвести взгляд, несмотря на то, что он творит ужасные мерзости. Буквальное олицетворение разъедающего все вокруг и никогда не рассеивающего мрака.

Список сломленных героев пополнил Дэвис из «Разрушения» (2015). Ламповую драму с несколькими сильными сценами Джейк почти полностью вытянул на себе, а учитывая, что его персонаж максимально отстранен от происходящего, можно только догадываться, каких трудов ему стоило на полутонах сыграть героя, медленно возвращающегося к жизни после смерти жены.

Кадр из фильма «Стрингер»

В тщательно выверенной многоуровневой конструкции Тома Форда «Под покровом ночи» (2016) герой Джейка показательно сменил милость на гнев. В этом фильме тоже нашлось место ослепляющей ненависти и внутренней трансформации: между тем, каким зритель видит Эдварда в начале и конце, – пропасть.

Вместе с внутренними преображениями Джейк Джилленхол не раз претерпевал и внешние. После «Стрингера», где он выглядел худым и абсолютно изможденным, актер набрал массу ради съемок в «Левше» (2015), не слишком оригинальной, но сюжетно крепкой боксерской драме. Пронзительный перфоманс Джилленхол выдал и в «Сильнее» (2017), где сыграл бегуна, лишившегося обеих ног во время взрывов на Бостонском марафоне.

Жажда экспериментов

Несмотря на амплуа, в последние годы Джилленхол не боялся браться за проекты других жанров. В его портфолио – ансамблевые приключения «Эверест» (2015), фантастическая сказка Пона Джун Хо «Окча» (2017), где он сыград усатого телеведущего-злодея, космический хоррор Даниэля Эспиноса «Живое» (2017), вестерн Жака Одиара «Братья Систерс» (2018), семейная драма «Дикая жизнь» (2018), ставшая режиссерским дебютом Пола Дано, и абсурдистский фильм ужасов «Бархатная бензопила» (2019), где он с явным удовольствием примерил карикатурный образ арт-критика.

Кадр из фильма «Бархатная бензопила»

«Я люблю дурачить публику. Люблю переворачивать с ног на голову все идеи, которые приходят им в голову, зная, что в следующей сцене ты сделаешь что-то, что противоречит их представлениям. Этот эмоционально-интеллектуальный спарринг с аудиторией меня заводит», – откровенно говорит Джейк.

Однако ближайшие годы должны ознаменовать возвращение Джейка Джилленхола к тому жанру, в котором ему практически нет равных. Не так давно было объявлено о том, что актер вновь поработает с Дени Вильневым. Судя по всему, старые приятели постоянно держали связь и в итоге подобрали себе идеальный проект – сериальную экранизацию романа Ю Несбе «Сын». Также в графике актера – фильм о создании «Крестного отца» и драма Майкла Бэя о грабителях, угнавших скорую помощь с умирающим пациентом.

Дени Вильнев и Джейк Джилленхол

Еще одним проектом о работе экстренных служб станет «Виновный», снятый Антуаном Фукуа по сценарию Ника Пиццолатто. Это ремейк одноименного датского фильма, который на родине стал сенсацией: критики попросту не ожидали от камерной картины сильнейшего эмоционального накала. А как мы знаем на этом поле Джейку нет равных.

Маленький бонус. Несмотря на то, что Джилленхол чаще всего воплощает на экранах парадоксальных героев – тронутых тьмой, склонных к саморазрушению, но при этом обладающих сильным внутренним стержнем, в реальной жизни актер – тот еще весельчак, способный и над оппонентом пошутить, и посмеяться над собой. Кроме того, Джейк отлично вписывается во всякие импровизационные активности – посмотрите, например, на его шуточное водное противостояние с Джимми Фэллоном.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад