Немолодой тетеньке из провинции, матери-одиночке с сыном младшего школьного возраста, повезло захомутать иностранца и переехать к нему в скандинавскую страну. Там у нее сразу все наладилось: просторный светлый дом в лесу, автомобиль, прочие материальные блага, сидит себе, в ус не дует, подписчикам своего уютненького видеобложика про хюгге вещает. Но однажды иностранец ее, военный корреспондент по специальности, в горячей сирийской точке попадает в плен. Вся в расстроенных чувствах, она срывается на ребенке, этому становится свидетелем соседка, и на следующий день ребенка забирают органы опеки.
Наверняка вам хотя бы раз доводилось слышать страшилки о том, как устроена в Скандинавии система ювенальной юстиции. Дескать, стоит лишь разок как-нибудь косо на свое чадо глянуть, как тут же прибегают соцработники с песьими головами и лишают родителей прав, после чего расстреливают их, тела сжигают, прах развеивают, а чадо отдают на растерзание диким лесным педофилам, коими тамошние суровые северные просторы кишмя кишат. Да, именно так все у них и происходит.
Фильм Натальи Назаровой «Плакать нельзя» – тоже из разряда подобных страшилок. В нем, конечно, все немного не так, как описано выше, но почти. Соцработники, в частности, представлены злобной черствой начальницей, разумеется, бездетной, втайне ненавидящей политику толерантности и всяких понаехавших мигрантов, чем и обусловлена ее мерзопакостность; а еще – парнем помоложе, молча выполняющим жестокие приказы и испытывающим к означенной старшей коллеге нездоровые чувства.
По их милости несчастную вдову месяцами терзают всякой бюрократической волокитой, не дают с сыном увидеться, а когда все-таки организуют им короткое свидание, то только под пристальным наблюдением, под видеозапись, при условии общения исключительно на английском и при строго ограниченном выборе тем для обсуждения. В довершение всего женщину еще и отправляют на принудительное лечение в клинику для душевнобольных, где нельзя плакать (отсюда название).
Тем временем пацану тоже приходится несладко. Его определяют в детский дом, где бедняжке приходится делить комнату с задирой, играть в устаревшие игры на компьютере и прочие лишения терпеть. Он там устраивает песенный бунт посредством громкого противного исполнения шлягера «Пусть бегут неуклюже», и ему находят приемную семью в лице унылых пенсионеров, которые питаются несладкими пирогами. А затем и вовсе отдают какому-то бирюку-алкоголику, проживающему с собаками у черта на куличках, фактически в рабство.
Короче, большую часть фильма отдельно взятые мать и сын по очереди показательно страдают на чужбине. Притом на чужбине намеренно такой как бы неопределенной. То есть по всем признакам кристально ясно, что имеется в виду Финляндия, но конкретно на это никак не указывается. Более того, ни одна живая душа там по-фински не говорит, а говорят все по-английски, и надписи всюду тоже на английском. А кроме того, почему-то во всех помещениях стены выкрашены в одинаковый стерильно-белый цвет. Видимо, оригинальное художественное решение.
И вот, кажется, «Плакать нельзя» уже достаточно чрезмерен. Но нет. Недостаточно. С целью окончательного, предельного усугубления сюда еще внедрен персонаж Ивана Янковского, совершенно чудесный, как будто из вселенной «Фарго» выписанный. Он врывается в сюжет феерической репликой: «Слышь, это от меня воняет или от пива?» и далее лишь наращивает обороты, блистая точечными вкраплениями гениальности. Щеголяет в дьявольски стильной шубе, меланхолично взирает на рыбешек, делится ценным личным опытом поедания фекалий (нет, правда), убивает негодяев, участвует в погоне с полицией и всех спасает. Роль притом очень небольшая, от силы минут на 15 в общей сложности, зато какая насыщенная.
Вероятно, фильм «Плакать нельзя» должен был выйти на самом деле еще лет десять назад, когда принятие так называемого закона Димы Яковлева спровоцировало бурную общественную дискуссию (погуглите, если вдруг запамятовали). Наводят, знаете ли, кое-какие моменты на такую мысль. По крайней мере, тогда в нем был бы хоть какой-то смысл. А так это просто смехотворно неумелая агитка, которая, однако, вместе с тем способна немало позабавить и подарить – пускай и ненамеренно – много положительных эмоций. Да и мораль-то в целом правильная: нечего счастья в эмиграции искать, нет его там. Одно сплошное несчастье и глухая стена непонимания.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…