Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Журнал > Письмо редактора

Письмо редактора

24 января 2020 /
Письмо редактора

Главный редактор «КиноРепортера» Мария Лемешева об итогах года и свежем номере журнала.

На календаре красуется цифра «2020», а значит, можно подвести итоги как 2019 года, так и всего второго десятилетия XXI века. Какие тенденции были обозначены и получили развитие в 2010-х? Каким из них предстоит раскрыться уже в 2020-е?

Без сомнения, глобальная тенденция — передел сфер влияния в индустрии развлечений. Кинотеатры еще держатся. В этом году даже установлен новый кассовый рекорд всех времен («Мстители: Финал» обошли «Аватар»). А вот телевидение зримо сдает позиции. Падение рейтингов некогда хитовых программ и трансляций неизбежно привело к оттоку рекламодателей. И это стало негативно сказываться на качестве контента.

Конечно, телевидение хоронить рано, но ему предстоит фундаментальная перестройка. Тем более, что кабельные каналы и интернет давно наступают на пятки. А главное, громко заявила о себе новая и очень грозная сила — стриминг. И его контент настолько качественный, что, например, «Ирландец» Мартина Скорсезе и «Брачная история» Ноа Баумбака от Netflix номинированы на «Оскара» в категории «Лучший фильм».

И, казалось бы, одного Netflix хватило, чтобы пошатнуть гегемонию голливудских мейджоров, недаром сам Стивен Спилберг так разволновался, что призвал Американскую киноакадемию бойкотировать проекты платформы… Но вот уже и ведущие кинокомпании пробуют новые форматы: запустился Disney+, на очереди стриминговые платформы Warner и Universal — HBO Max и Peacock, соответственно.

Не отстает и Россия. Крупнейшие сервисы — в частности, Яндекс и Okko — переключились на собственное производство. Свою киностудию купил МТС. Выпущенные в этом году на онлайн-платформах «Содержанки», «Эпидемия», «Мертвое озеро» стали большими событиями, а в номинантах на «Золотого орла» — «Шторм» (Start), «Звоните ДиКаприо!» и «Домашний арест», созданные в стриминговых недрах. Особенно ярко иллюстрируют ситуацию актерские номинации национальной премии: все шесть — за сериалы, сделанные не для эфирного ТВ!

При этом в мужских категориях мы вновь наблюдаем явление «царя горы»: уже второй год подряд Александр Петров получает три номинации. В этот раз за фильмы «Т-34» и «Текст» и сериал «Звоните ДиКаприо!». И останавливаться звезда не собирается: в 2020 году у него выходят «Вторжение», «Лед 2» и «Стрельцов».

Правда, теперь за «Лучшую мужскую роль в кино» он поборется не с мэтром (в прошлом году его соперником был Владимир Машков), а с только вспыхнувшей звездой — Юрой Борисовым, который даже моложе него (интервью с ним мы как раз публикуем в февральском «КиноРепортере»). В российском кино вообще за последние годы появилось много ярких талантливых имен. Взять того же Александра Кузнецова, который уже вовсю соперничает с Петровым за звание самого востребованного.

Еще резче упал средний возраст номинированных актрис. На статуэтку в категории «Лучшая женская роль в кино» претендуют Виктория Мирошниченко, Ирина Старшенбаум и одна из героинь этого номера Стася Милославская. Они совсем юны и только стартовали в большом кино. Омолодился и список режиссеров-номинантов на главный приз: Борису Акопову 34 года, Климу Шипенко 36 лет, Кантемиру Балагову и вовсе 28. Все это верный признак того, что индустрия развивается, подпитывается молодой кровью, а значит, у нее есть будущее.

Главная тема 2010-х (и 2019-й совсем не исключение) — ностальгия. Большинство культурных явлений этого периода отсылают к историям, эстетике, приметам, феноменам и героям былых времен. Мода десятилетия — конечно, 1980-е, но на излете 2010-х пробудился интерес и к 1970-м, к «Новому Голливуду» и совсем вроде бы недавним 1990-м.

Пример этому можно найти в российском кино: главный арт-хит года, победитель «Кинотавра» «Бык» Бориса Акопова, номинированный на «Золотого орла» в четырех категориях, — как раз об этом лихом десятилетии. А если смотреть на список претендентов в целом, к вздыхающим по старым временам можно отнести и Валерия Тодоровского с «Одессой», и Сергея Урсуляка с сериалом «Ненастье».

Мотив же, характерный именно для 2019 года, — тревога, предчувствие социального катаклизма, общественное противостояние, бунт, в конце концов. О трещинах в вертикали, о разладе между элитами и теми, кто внизу социальной лестницы, — все главные фильмы года. Это и «Синонимы», победившие в Берлине, и каннский триумфатор «Паразиты», и миллиардер «Джокер»… И самый громкий российский фильм года — «Текст», получивший 6 номинаций на «Золотого орла», а также «Ненастье», у которого их 3.

Ну и, безусловно, главный бунт 2010-х в целом и 2019 года в частности — женский. Ушедшее десятилетие — время обретения женщинами голоса. Неслучайно, что и в кино, всегда быстро реагирующем на социальные изменения, наступила эпоха женского взгляда — femalegaze. Женская оптика, женщина как субъект доминируют в кино конца 2010-х: в контексте 2019 года можно вспомнить хотя бы западные «Портрет девушки в огне» и «Атлантику», «Мы» и «Дрянь», «Фаворитку» и «Капитана Марвел». В России — «Дылда», «Верность», «Давай разведемся» — все это, так или иначе, женское кино, снятое женщинами, либо о женщинах. Анна Меликян, Авдотья Смирнова, Нигина Сайфуллаева, Наталья Мещанинова, Наталья Меркулова, Оксана Карас, Анна Пармас, Наталья Кудряшова, Оксана Бычкова, Ян Гэ — 2010-е подарили нам больше прекрасных женщин-режиссеров, чем любое другое десятилетие.

Подводя итоги уходящего года и уходящего десятилетия, нужно сделать прогнозы и на ближайшее будущее. И прогнозы эти сделать, оказывается, на удивление легко. 2020-е обещают перемены, пусть и не таких радикальные, как столетие назад, но очень и очень существенные. Слом парадигм, нарастающее сопротивление текущему мироустройству, выход за существующие границы — главные мотивы конца 2010-х, и в следующем десятилетии они должны найти свое воплощение.

Мир изменится, изменимся мы и, конечно, кино. Но очевидно, где бы и как бы оно ни существовало — мы, зрители, как и сейчас, как и 10, и 100 лет назад, обязательно будем его смотреть!

Мария Лемешева,

Главный редактор журнала «КиноРепортер».

 

Читайте в новом номере:

Супер-семейка: Как Роберт Дауни мл. вырвался из железного костюма и вышел на свободу

«Актеры — самые непостоянные люди. Что хотят, то и делают»: Интервью со звездой «Быка» Юрием Борисовым

«КиноРепортер» рассказывает, как дистрибьютеры выбирают даты премьер, противостоят конкурентам и идут на жертвы ради выгоды 

Происхождение видов: Фильму Эльдара Рязанова «Гараж» — 40 лет

«Расстаюсь с теми, кто меня тормозит»: Дарья Мороз — о «Содержанках», музыкальных предпочтениях и удачных ролях

и многое другое!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: