В честь юбилеев главных комедий восьмидесятых и нулевых рассказываем о развитии жанра пародии.
В июле празднуют юбилей сразу две культовые пародии — «Аэроплан» (1980) и «Очень страшное кино» (2000). И если сейчас удачный фильм в этом жанре — огромная редкость, а активно работают в нем только в порно, было время, когда в нем творили такие легенды, как Мэл Брукс, Джерри Цукер, Джим Абрахамс и Дэвид Цукер. «КиноРепортер» вспоминает культовые пародии и рассказывает, как развивался жанр.
«Что такая хорошая девушка делает с такой старой коровой?»
У историков кино нет однозначного ответа на вопрос, какой фильм стал первой кинопародией. Одной из самых ранних было «Маленькое ограбление поезда». 12-минутный фильм 1905 года являлся своеобразным пародийным сиквелом к «Великому ограблению поезда», вышедшему за два года до него. В отличие от оригинала, весь актерский состав состоял из детей, а постановка отличалась максимальной несерьезностью (хотя захват локомотива бандитами и был на месте). Прием с «детской версией» потом не раз использовался. Из самых ярких примеров можно назвать «Багси Мэлоун» (1976) Алана Паркера с 13-летней Джоди Фостер.
В течение трех десятков лет жанр оставался в тени, имея крайне ограниченный круг почитателей. Все изменилось в 1940-м — с выходом «Великого диктатора» Чарли Чаплина: первая звуковая картина короля немой комедии не только ярко критиковала фашистское движение и высмеивала Гитлера (уже захватившего к тому моменту пол-Европы — фильм вышел через год после начала Второй мировой войны), но и показала, насколько сильным инструментом в умелых руках может быть пародия. Финальную речь Чаплина помнят до сих пор.
«Оно живое!»
Важной фигурой для жанра является Мэл Брукс, большая часть карьеры которого строится на высмеивании Голливуда. Одну из первых пародий он снял еще в 1974 году: тогда режиссер снял «Сверкающие седла», которые от души измываются над вестерном. В том же году вышла, возможно, лучшая его пародия «Молодой Франкенштейн», берущая за основу классические монстр-фильмы студии Universal. Стилистически фильм выдержан на все сто, тщательно копируя все, вплоть до шрифтов и операторских приемов.
Спародировав хичкоковские триллеры в «Страхе высоты» и ранний кинематограф в «Немом кино», в 1987-м Брукс добрался до научной фантастики. «Космические яйца» в первую очередь смеются над «Звездными войнами» Джорджа Лукаса, но достается и «Звездному пути», и «Чужому», и даже «Планете обезьян».
В 1990-х Мэл Брукс выпустил две своих последних пародии: «Робин Гуд: Мужчины в трико» и «Дракула: Мертвый и довольный», и обе вполне очевидно проходятся по конкретным героям и лентам. «Робин Гуд» в первую очередь обращается к классической ленте о разбойнике «Приключения Робин Гуда» с Эрролом Флинном и кассовому хиту с Кевином Костнером «Робин Гуд: Принц воров», а «Дракула» берет за основу не только классику с Бела Лугоши, но и свежего по тем временам «Дракулу» Фрэнсиса Форда Копполы. От изящного графа не осталось ничего — спасибо таланту Лесли Нильсена.
«Ты был когда-нибудь в турецкой тюрьме?»
«Аэроплан», вышедший в 1980-м, стал кинолегендой: несмотря на то, что он практически дословно копирует дешевый фильм-катастрофу «Час Зеро!» 1957 года (не забывая высмеять все, что можно), именно «Аэроплан» является одним из самых цитируемых фильмов жанра в истории.
«Аэроплан» стал новой отправной точкой в карьере Лесли Нильсена: долгое время актер не мог найти свою нишу, и именно роль невозмутимого врача на борту самолета показала его недюжинный талант в комедии. А еще «Аэроплан» — первый совместный фильм Джерри Цукера, Джима Абрахамса и Дэвида Цукера, по-настоящему культового пародийного трио.
После «Аэроплана» триумвират продолжил совместную работу: два года спустя свет увидел телесериал «Полицейский отряд!» все с тем же Нильсеном в роли детектива Фрэнка Дребина. Сериал продержался всего 6 серий, но так полюбился зрителям, что 6 лет спустя вышло полнометражное продолжение, которое стало куда известнее оригинала — речь о «Голом пистолете», разросшемся до полноценной трилогии.
В промежутке между приключениями Фрэнка Дребина трио также успело пройтись и по шпионской тематике, параллельно высмеяв военные фильмы и музыкантов в кино (в частности, Элвиса Пресли) в комедии «Совершенно секретно!». Кстати, картина стала дебютом для Вэла Килмера, который сыграл в ней главную роль и сам спел все песни.
«Не уверен, я не очень хороший доктор»
В 1990-х Цукеры и Абрахамс разошлись разными путями, но жанр не забросили: в 1991 году Абрахамс выпустил пародию на «Лучшего стрелка» — «Горячие головы». Что примечательно, досталось и другим картинам: отдельные сцены высмеивают, например, «Рокки», «Супермена», «9 1/2 недель» и даже «Унесенных ветром». А два года спустя вышел сиквел, на этот раз основанный на франшизе о Рэмбо. Интересная деталь: для продвижения фильма использовалась мокьюментари-лента «Сердца горячих голов 2 — Извинения кинематографиста», в свою очередь пародирующая «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста», документальный фильм о съемках «Апокалипсиса сегодня».
Позже все тот же Абрахамс выпустил «Мафию!» — пародию на фильмы об итальянских криминальных семьях. В первую очередь досталось, само собой, «Крестному отцу», но зацепило и «Казино» Мартина Скорсезе, и даже «Форреста Гампа».
1990-е также подарили миру нового супершпиона — Остина Пауэрса, детище Майка Майерса и Джея Роуча. Обилие шуток ниже пояса, фаллических символов и высмеивание жанровых клише — три столпа, на которых держится вся франшиза.
«Изгоняющий заново», «Смертельный инстинкт» и «Молчание ветчины» с порога заявляли, что высмеивают, но были быстро забыты. А вот фильмы вроде «Марс атакует!» или «В поисках галактики» при этом выдержали проверку временем и сегодня считаются культовыми.
«Ты бы стал смеяться над парнем в инвалидной коляске?»
В 2000-м же в жанре пародии случилась небольшая революция — вышло «Очень страшное кино», определившее тенденции на десятилетие вперед. Фильм пародировал в первую очередь «Крик» Уэса Крэйвена, что само по себе кажется очень смешным: дело в том, что Крэйвен снимал свой фильм как пародию на жанр слэшера, пусть и без очевидных низкопробных шуток. Их место занимало обыгрывание ключевых жанровых тропов: герои то и дело вспоминают культовые жанровые фильмы, а один из них прямо проговаривает «правила» хорроров, которые действуют и в самом «Крике».
Природа фильма не остановила режиссера Кинена Айвори Уайанса, который решил спародировать пародию. Фильм был разбит критиками: его ругали за отсутствие вкуса, обилие пошлости и насилия, а также неизобретательность юмора. Все это не помешало комедии добиться народной любви: при скромном бюджете в $19 млн. «Очень страшное кино» собрало в прокате без малого $300 млн и породило целую франшизу и море подражателей.
Первый фильм пародировал слэшеры, но сиквелы проходились и по другим поджанрам хоррора: вторая часть, к примеру, брала за основу ленты о паранормальных явлениях. Основными источниками пародии на этот раз были «Изгоняющий дьявола», «Призрак дома на холме» и «Полтергейст». Третий в основном сосредотачивался на воспроизведении сюжета «Звонка» и «Знаков» (кстати, здесь засветился и Лесли Нильсен), а в последующих двух досталось «Пиле», «Паранормальным явлениям» и «Войне миров». Правда, к пятому фильму популярность серии совсем сошла на «нет» — даром что сценарий к нему писал Дэвид Цукер.
«А ты что за магическая зверюшка?»
Кроме прямых продолжений, франшиза породила целый феномен различных «…фильмов»: в 2000-х увидели свет «Очень эпическое кино», «Нереальный блокбастер» (Disaster Movie в оригинале), «Супергеройское кино», «Очень испанское кино», «Недетское кино»… Даже «Самый лучший фильм» со звездами Comedy Club можно смело отнести к этой когорте: те же приемы, тот же подход, тот же дешевый юмор.
Большинство подобных пародий было слеплено на скорую руку: на смену игре слов пришел юмор ниже пояса, слэпстик-комедию заменили поп-культурные отсылки (в таких количествах их не было, кажется, никогда), а сюжет чаще всего становился лишь поводом для создания нескончаемого потока низкопробных гэгов. На этом фоне первая часть «Очень страшного кино» казалась настоящим шедевром.
Постоянные попытки выдавать одно и то же раз за разом привели к окончательному кризису жанра: сегодня пародии практически не встречаются в большом кино. Качественный материал все еще можно увидеть на ТВ — в Saturday Night Live или анимационных сериалах вроде «Южного парка» и «Гриффинов» — или на отдельных каналах YouTube, но до кинотеатров изредка добираются лишь обреченные на смерть монстры вроде «Игрищ престолов» или «Пятидесяти оттенков черного». Сет МакФарлейн, прекрасно чувствующий себя на телевидении (кроме вышеупомянутых «Гриффинов», у него также есть еще несколько анимационных сериалов и «Орвилл», своего рода комедийная версия «Звездного пути»), при попытках выйти на большие экраны потерпел фиаско. «Миллион способов потерять голову», пародирующий вестерны, был разгромлен как зрителями, так и критиками: скетчевый формат, неплохо смотрящийся в коротких эпизодах сериала, здесь вызвал противоположные чувства.
Есть и приятные исключения вроде «Достать ножи» или «Реальных упырей», но они, в отличие от привычных жанровых картин, высмеивают скорее целые жанры, а не отдельных их представителей. Тот же Эдгар Райт, стартовавший с пародии на спагетти-вестерны «За пригоршню пальцев» еще в 1990-х, выдавал качественные пародии и во время застоя: «Зомби по имени Шон» оттоптался по зомби-хоррорам, «Типа крутые легавые» обработал бадди-муви о копах, а «Армагеддец» высмеял фильмы про тайное нашествие инопланетян. Фильмы, кстати, объединены в трилогию «Кровь и мороженое».
Что ждет жанр пародии в будущем — вопрос открытый: возможно, кинематографисты смогут вновь найти свой уникальный подход и придумать новую, не менее интересную формулу и вновь возродить пародийные фильмы. Пока же любителям посмеяться над фильмами приходится довольствоваться скетчами и мемами — что, впрочем, не так уж и плохо.
Комментарии