Кино

«Отзвуки прошлого»: Дикий, дикий Кейдж против цивилизованного Запада

В каких только фильмах за 40 лет не снялся Николас Кейдж. Но лишь на пороге 60-летия он получил предложение сыграть в вестерне, самом почтенном из американских жанров. Причем в 2022-м Кейдж исполнил главные роли сразу в двух лентах о Диком Западе. Одна из них, «Отзвуки прошлого», только что вышла в российский прокат. Своим названием (в оригинале – The Old Way, «По старинке») и сюжетом картина напоминает классические вестерны и настраивает на серьезный лад, что никак не вяжется с образом Кейджа. Рассказываем, зачем актер подался на Дикий Запад и так ли прост фильм, как кажется на первый взгляд.

Если на Земле еще остался жанр, который мог чем-то зацепить испробовавшего все Кейджа, то это неспешный благородный вестерн. Николас, ставший мемом из-за своей безудержной актерской манеры, в «Отзвуках прошлого» должен был сыграть человека, который ничего не чувствует. Такими кажутся герои вестернов старой закалки – решительными, немногословными, скупыми на эмоции. Но авторы «Отзвуков» возводят этот образ в абсолют: они буквально делают персонажа Кейджа лишенным чувств. Как только артист появляется на экране, его нарочито отстраненная манера игры бросается в глаза: что-то не то. Перед нами точно классический вестерн?

Сюжет «Отзвуков прошлого» начинается там, где обычный вестерн заканчивается. Легендарный стрелок Колтон Бриггс (Кейдж) остепенился, завел семью и даже открыл собственный магазин. Теперь он муж и отец, пусть и такой же хмурый, как раньше. Но от прошлого не спрятаться за бакалейным прилавком. Из небытия возвращается сын (Ноа Ле Грос) когда-то убитого Бриггсом человека: парень по имени Джеймс повзрослел, собрал банду и собирается проучить обидчика. Пока тот на работе, банда Джеймса убивает его жену и уезжает, оставив послание. Бриггс остается с маленькой дочкой, с которой не очень-то ладит. Хорошо, что они оба хотят одного – мести.

Вестерн стал главным жанром американского кино, поскольку он емко и доходчиво объяснил устройство общества США. В типичном фильме о Диком Западе смелый одиночка спасает городок от алчного злодея, который плевал на закон и порядок. Этот конфликт между буржуазными ценностями (приличная работа, семья, социальные связи) и агрессивным стремлением к наживе, между коллективизмом и индивидуализмом – ядро классического вестерна и самой американской культуры.

Создатели «Отзвуков прошлого» переворачивают привычную схему. Здесь страдают сам герой и его близкие: Бриггс отложил оружие и превратился в добропорядочного гражданина – а значит, стал уязвим. Но страдает он потому, что когда-то сам поставил себя выше закона. После убийства жены Бриггс берется за старое, но он уже не спасает общество, как его легендарные предшественники. Он мстит. Шериф предупреждает стрелка: «Времена изменились. Нельзя просто так убивать людей». В «Отзвуках прошлого» Запад уже совсем не дикий: просто иногда стражи правопорядка плохо работают.

Историю возмездия Бриггса можно описать как смесь «Железной хватки» и «Джона Уика». От первой картины тут не по годам целеустремленная дочка, которая хочет отомстить, но не знает, как. От второй – обстоятельность главных героев. Режиссер второсортных ужастиков Бретт Доноху – человек явно не великих способностей, поэтому на экшен надеяться не стоит. Перестрелки и напряженные моменты в «Отзвуках прошлого» выглядят нелепо и дешево. Актеры второго плана переигрывают, злодей безлик и карикатурен.

Остаются разговоры дочери и отца, которых впервые по-настоящему сближает месть. И это правда интересно, спасибо сценарию Карла Лукаса («Ловушка разума»). Папа и дочь – два сапога пара: странные, абсолютно непроницаемые люди, которые не знают, как друг к другу подступиться. Дочка Бриггса, сыгранная талантливой Райан Кирой Армстронг, страдает от бесчувствия, как и отец. Чтобы ее не раскусили, хладнокровный стрелок учит девочку изображать человеческие эмоции (получается очень смешно), а попутно объясняет, как преследовать противника и куда палить.

История двух прирожденных убийц, вынужденных притворяться обычными людьми, не может закончиться хорошо. Но жанр вестерна позволяет фильму оторваться от бренной земли и вернуться к истокам – мифу о Диком Западе. Нельзя ставить себя выше общества, даже если ты Николас Кейдж. Если кровь прольется, расплаты не избежать. Но в конце концов все равно победит мирная жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Интеллектуальные игры: Как техника сосуществует с ИИ

Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…

7 часов назад

Не только Мадс Миккельсен: 5 звезд мирового кино из Дании

Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…

10 часов назад

Долгое прощание: Все «последние фильмы» Квентина Тарантино

Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…

16 часов назад

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

1 день назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

1 день назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

1 день назад