Два с половиной года назад в прокат вышла дебютная картина Кирилла Соколова «Папа, сдохни». Безбашенная черная комедия, полная насилия и неожиданным образом поднимающая важные социальные темы, была не слишком тепло принята публикой. Режиссера критиковали за обилие отсылок к Тарантино и Ричи, беспощадность насилия, да и много за что еще. Вторую жизнь фильм неожиданно обрел за рубежом, где в режиссере разглядели неограненный алмаз. Впрочем, если талант Кирилла Соколова был заметен еще тогда, сейчас очевидно другое: за прошедшее время он не только порядком прокачал свои навыки, но и не растерял режиссерской смелости.
«Оторви и выбрось» рассказывает историю Оли (Виктория Короткова), которая возвращается из тюрьмы, куда она попала за то, что в ходе бурной ссоры выколола своему бывшему, полицейскому Олегу (Александр Яценко) глаз. Дома ей не рады: мать Вера Павловна (Анна Михалкова) так хочет уберечь внучку Машу (Софья Кругова) от дурного влияния, что бросается на блудную дочь с ножом.
Однако смышленая девочка, давно подхватившая от взрослых манеру общения, тоже не промах. С бабушкой она уже пожила, так что теперь можно узнать, каково это – иметь маму. Оля же хочет начать жизнь с чистого листа и сбежать в город, где ее ждет «муж», с которым она познакомилась по переписке. Но до конечной точки еще надо добраться.
Как и в случае с первым фильмом, Соколов умело раскручивает минимальную сюжетную завязку до полноценной истории. С безумными гэгами, эксцентричными до невозможности персонажами (в карикатурах тем не менее вполне угадываются знакомые типажи), многочисленными отсылками, в том числе и к собственному творчеству, и зверским насилием. Когда договориться не выходит, а верх берут либо собственнические чувства, либо установка «я знаю, как всем будет лучше», либо все сразу, то в ход идут ножи и пистолеты.
В обилии проливаемой крови и потоке нецензурщины кто-то может усмотреть просчитанный подрыв морали, но на деле «Оторви и выбрось» поднимает немало важных тем – от домашнего насилия и происходящих в колониях ужасах до темы абортов и бытовых поколенческих конфликтов, не дающих спокойно жить всем участникам.
Но, что парадоксально, несмотря на все обиды героев и их открытое проявление агрессии, «Оторви и выбрось» не вызывает чувства безнадежности. Он, напротив, пропитан нежностью и теплом – такими сильными, что, не будь здесь мата и насилия, его можно было бы внести в список кино для детства и юношества. Хотя это был бы уже другой фильм – и не факт, что такой же задорный.
Из-за того что внутренняя душевность перевешивает внешнюю чернуху, финальная сцена оставляет в смешанных чувствах. Подводка к ней умело накручивает интригу, однако разрешение вызывает смятение. Возможно потому, что моральные нюансы давно остались за скобками, и хочется, чтобы в конце вновь поддали огонька. Впрочем, до этого момента огонька хватает с избытком – и по форме, и по содержанию. Бодрый монтаж, эксперименты с киноязыком и жанровыми элементами, выразительная за счет цветокоррекции картинка – все это делает «Оторви и выбрось» стильным фильмом, который приятно и весело не просто смотреть, но разгадывать.
Актерский состав тоже взрывной – такими известных актеров вы еще не видели, а дебютантка Софья Кругова и вовсе жжет напалмом. И если на плечи Анны Михалковой и Виктории Коротковой ложится большая ответственность – именно на их героинях завязан жесточайший конфликт, то Александр Яценко явно получает удовольствие от столь необычной роли.
Впрочем, так исторически сложилось: сюжетная парадигма «сильные женщины тащат на себе все» и «плывущие по течению мужчины» остается незыблемой. О противостоянии речи не идет: вторые скорее мешают первым разбираться друг с другом. Но есть при этом и третья сторона, выразительно констатирующая, что иногда взрослые – те еще придурки.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…