Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Открываем незнакомого Ханса Циммера

Открываем незнакомого Ханса Циммера

12 сентября 2022 /
Открываем незнакомого Ханса Циммера
Фото: AP/ТАСС

Король эпических мелодий в мультфильмах, мелодрамах и хоррорах.

12 сентября 65-летие празднует прославленный композитор Ханс Циммер, большой мастер эпических саундтреков на все случаи жизни. Нужен исторический боевик? Добро пожаловать на арену «Гладиатора». Требуется военный блокбастер? В небеса взмывает «Перл-Харбор». Понадобилась зрелищная супергероика? Тут и вовсе богатейший выбор: хоть «Темный рыцарь», хоть «Бэтмен против Супермена», хоть «Новый Человек-паук». Даже мультики вроде «Короля Льва» – и те под началом Циммера звучат величественно и торжественно.

Впрочем, далеко не все произведения обладателя двух «Оскаров» могут похвастаться столь героической высокопарностью. Мы решили приласкать ваш слух менее очевидными работами маэстро, где пафоса – кот наплакал, зато с душевностью и атмосферностью полный порядок.

«Моя прекрасная прачечная» (1985)

Эта драма с молодым Дэниэлом Дэй-Льюисом сама по себе весьма примечательна. Как минимум – в качестве очередного доказательства гениальности великого артиста, которому любые роли покорны. А музыку к ней на пару с британцем Стэнли Майерсом («Охотник на оленей») писал 28-летний Ханс Циммер – к тому моменту он успел поиграть на клавишах в нескольких нью-вейв-группах и засветился в клипе на бодрый шлягер The Buggles под названием Video Killed The Radio Star.

 На заре 1980-х они с Майерсом создали свою звукозаписывающую студию, где проводили любопытные эксперименты, скрещивая традиционное оркестровое звучание с электронным (с активным использованием синтезаторов). В ходе этих экспериментов и родился саундтрек «Моей прекрасной прачечной», запоминающийся прежде всего попыткой вплести в мелодию звуки собственно прачечной. Конечно, он не являлся работой одного Циммера: полноценный сольный проект в карьере Ханса появится 2 года спустя (комедия «Двойное разоблачение»). Но именно «Прачечная» стала важной ступенькой в циммеровской лестнице на голливудский олимп.

«Человек дождя» (1988)

Оскароносная лента Барри Левинсона, безусловно, считается золотой классикой. Но если перформансы Дастина Хоффмана и Тома Круза давно врезались в память, то об иной составляющей шедевра – музыкальной – вы могли и позабыть. А ведь именно темы Ханса Циммера, то задорно бурлящие, то чуть слышно крадущиеся на цыпочках, задают картине настроение. В одних сценах – игривое. В других – удрученное. В целом – глубоко жизнеутверждающее, вселяющее веру в добро и справедливость.

Кандидатуру Циммера Левинсону предложила его жена, по достоинству оценив музыку Ханса к драме об апартеиде «Разделенный мир» (ее продюсировала Сара Рэдклифф, также работавшая над «Моей прекрасной прачечной»). С одной стороны, Циммер остался верен электронному звучанию с акцентом на партиях популярного синтезатора Fairlight CMI. С другой – композитор насытил музыку экзотическими нотками, задействовав диджериду, стальные барабаны и свирели.

Каждый персонаж получил свое музыкальное сопровождение, самоуверенно рокочущее в эпизодах с Крузом (например, за игральным столом в Вегасе) и приобретающее слегка потусторонний характер в сценах, где Рэй Бэббитт (Хоффман) знакомится с дивным новым миром. Сам Циммер же удостоился международного признания, впервые номинировался на «Оскара» и вскоре прописался в Голливуде на постоянной основе.

«Настоящая любовь» (1993)

Вы наверняка знаете этот культовый фильм Тони Скотта хотя бы по истории, связанной с Квентином Тарантино. Он закончил сценарий «Настоящей любви» в конце 1980-х и хотел самостоятельно перенести его на экран. Но никому не известному автору не удалось добыть достаточно денег, поэтому он занялся «Бешеными псами». «Настоящую любовь» же поставил режиссер «Лучшего стрелка» Тони Скотт и сделал это, конечно, блестяще. Но речь не о самом фильме, а о музыке, которую писал Ханс Циммер, на тот момент уже ставший уважаемым композитором с картинами Ридли Скотта, Рона Ховарда и Барри Левинсона за плечами.

Надо понимать, что «Настоящая любовь», несмотря на название, – довольно жестокая и откровенная штука. С торопливым сексом в телефонной кабинке, горящими людьми, стрельбой, проститутками, сутенерами, наркотиками… Почерк Тарантино, в общем, безошибочно узнается. Но к подобной ленте Циммер умудрился создать поразительно хрупкую, воздушную, трепетную ксилофонную тему, вдохновившись произведением Карла Орфа Gassenhauer. Которое, кстати, 20 годами ранее Терренс Малик использовал в другой знаменитой криминальной истории – «Пустошах» с Мартином Шином. Царящий вокруг кровавый хаос не мешает героям нежно любить друг друга, и оптимистичная мелодия You’re So Cool идеально иллюстрирует их взрывоопасную лавстори, изрешеченную пулями.

«Звонок» (2002)

Ханс Циммер и хорроры – не самое очевидное сочетание. Но в начале XXI века композитор уже достиг высот эпичности cо «Скалой», «Гладиатором», «Перл-Харбором» и «Черным ястребом», поэтому и решил попробовать что-то новенькое. И тут его пути удачно пересеклись с Гором Вербински, который на следующий год снимет хитовых «Пиратов Карибского моря: Проклятие «Черной жемчужины». Но это – чуть позже. Пока же Вербински увлеченно переносил на американскую почву легендарный японский хоррор «Звонок», а Циммер вовсю трудился над саундтреком, от которого кожу должны были щекотать крысиные лапки ужаса.

После жизнерадостной музыки к мультику «Спирит: Душа прерий» он охотно переключился на прямо противоположный проект, вдохновившись стопроцентной классикой: «Сиянием», «Изгоняющим дьявола» и «Психо». Нужную атмосферу Циммер создавал за счет виолончелей, звучащих на непривычно высоких нотах, что стало необычным опытом для музыкантов. Для Ханса они были теми же актерами, поэтому, выбив их из зоны комфорта, он и фильму придал необходимое напряжение, нервозность, инфернальность, изрядно удивив поклонников новой гранью своего таланта.

«Синоптик» (2004)

Встречайте еще одну занятную коллаборацию Ханса Циммера и Гора Вербински. «Синоптик» – не только крайне своеобразный проект в карьере каждого из них, но и потрясающе недооцененная роль Николаса Кейджа. Который нацепил печальное лицо ведущего прогноза погоды и сыграл надломленного мужчину с кризисом среднего возраста так тонко и чутко, что диву даешься: ведь совсем недавно он был звездой блокбастера в «Сокровище нации»!

Образ человека не от мира сего подчеркивается в первую очередь намеренно отстраненной, загадочной, но при этом интимной и трогательной музыкой Циммера, где нотки джаза и регги изящно рифмуются с ритмами жизни большого города (действие происходит в Чикаго). Для записи саундтрека Ханс собрал компанию виртуозов – гитариста, пианиста, ударника – прямо в своей гостиной. Будто осознав, что обстановка просторной, но холодной и чужой студии лишь навредит настроению фильма, камерной меланхоличности его истории. И как в воду глядел: именно музыка, пропитанная уютным ощущением домашнего междусобойчика, не позволяет картине увязнуть в пучине депрессии.

«Пылающая равнина» (2008)

Эту драму с актерским трио Шарлиз Терон, Ким Бейсингер и Дженнифер Лоуренс снял мексиканец Гильермо Арриага, сценарист нескольких лент Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон»). Фирменное нелинейное повествование Арриаги перебрасывает нас от одной героини к другой, тасует человеческие встречи, расставания и трагедии, словно карты в колоде, и на фоне унылых мексиканских пейзажей происходящее оказывает гипнотический эффект.

Казалось бы, композитору уровня Ханса Циммера здесь особо негде развернуться. Не нужно греметь мажорными маршами и заставлять зрителей убавить мощь колонок, дабы сохранить остатки слуха. Но в этой медитативности Циммер открыл неисчерпаемый источник вдохновения, записав одновременно простые и изысканные партии с тоскливо тренькающей гитарой и кошачьей поступью ударных. Ассортимент вероятных действий под подобную музыку предельно широк: можно ехать куда глаза глядят по раскаленному хайвею, неспешно бродить по пустыне или думать о своем, встречая рассвет в кузове потрепанного пикапа.

«Маленький принц» (2015)

Ханс Циммер подарил музыку немалому количеству мультфильмов. «Король Лев», «Принц Египта», «Мадагаскар», «Кунг-фу Панда», «Мегамозг», «Босс-молокосос»… На них выросло не одно поколение юных зрителей, включая четырех детей самого композитора. Но есть среди этих картин тихий недооцененный шедевр, который в свое время не стал кассовым хитом, да и от вашего внимания мог ускользнуть. Речь о дивной экранизации «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, последней пока что режиссерской работе Марка Осборна («Губка Боб – квадратные штаны», «Кунг-фу Панда»).

Конечно, всегда приятно послушать Джеффа Бриджеса, Джеймса Франко, Рэйчел МакАдамс, Марион Котийяр, Бенисио Дель Торо и прочих замечательных людей, принявших участие в озвучке «Маленького принца». Но куда приятнее делать это под чарующий аккомпанемент Ханса Циммера, где журчание клавишных, струнных, духовых инструментов с колокольчиками и малыми барабанами сливается в очаровательную симфонию. Она с изумительной точностью отражает мироощущение мальчика, который однажды шагнул за порог и с волнением взглянул на огромный и прекрасный мир, распахнувший перед ним объятия. «У каждого человека свои звезды», – говорил Маленький принц. Спасибо Хансу Циммеру: сияние его звезд согревает даже в промозглый сентябрьский день.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: