Как кинематографисты эксплуатируют конспирологический бред и теории заговоров.
Когда заканчиваются научные аргументы, люди часто обращаются к мистике и конспирологии. То, что невозможно объяснить логически, сразу же обретает ореол таинственности, который притягивает к себе внимание энтузиастов по всему миру. Существуют ли пришельцы и где скрывают их космические корабли? В каких домах живут призраки? И перемещаются ли самолеты с кораблями во времени, если достигнут определенных координат?
Эти вопросы формируются вокруг городских легенд, связанных с определенными областями Земли. «КиноРепортер» подробно изучил их, чтобы узнать, как объясняли мистическую, сверхъестественную и порой фантастическую природу режиссеры и сценаристы.
Самая конспирологическая точка на карте Земли – «Зона 51». Сторонники теорий заговоров считают, что на американской базе занимаются путешествиями во времени, телепортацией, управлением погодой и созданием нового вида вооружений. Но большинство спекуляций вокруг «Зоны 51» все же связаны с инопланетянами, НЛО и внеземными технологиями, полученными в результате так называемого Розуэлльского инцидента, предполагаемого крушения НЛО в 1947 году.
В 2019-м интернет-сообщество даже захотело организовать штурм базы, но в назначенный день у ее ворот появились около 150 человек, которые просто сделали селфи на фоне табличек и уехали восвояси. Кинематографисты не могли обойти стороной подобную тему, и во многих фильмах или сериалах об инопланетянах «Зона 51» так или иначе фигурирует. Например, в Мекку уфологов стремился попасть главный конспиролог телевидения 1990-х Фокс Малдер. «Зоне 51» посвящены два эпизода «Секретных материалов» (1993–2018) под заголовком Dreamland (альтернативное название базы), где авторы демонстрируют и корабль пришельцев, и перемещения во времени, и обмен телами.
Среди других известных проектов – «День независимости» (1996) с Уиллом Смитом и Джеффом Голдблюмом, где пришельцы прилетели на Землю, чтобы покончить с человечеством. По сюжету, героям нужно заразить вирусом корабль инопланетян, а сделать это можно только с помощью другого НЛО. Того самого, потерпевшего крушение в Розуэлле в середине XX века. К «Зоне 51» обратился и Стивен Спилберг: сначала в фильме «В поисках утраченного ковчега» (1991) в заключительной сцене в Ангаре 51, где правительство США якобы хранит важные артефакты, а затем более углубленно в «Королевстве хрустального черепа» (2008), чем вызвал гнев некоторых поклонников Индианы Джонса. Фанатам не понравилось, что приключенческая франшиза ушла в фантастическую ересь и оказалась сюжетно связана с инопланетной темой.
Следующая наша остановка – база ВВС США Монток, с которой связан конспирологический «Проект Монток». Вы могли не слышать о нем, но на основе этой городской легенды построено повествование одного из самых известных сериалов наших дней – «Очень странные дела». Впервые о базе заговорили в начале 1990-х, когда на полках магазинов появилась книга «Проект Монток: Эксперименты со временем». В ней рассказывалось о страшных опытах над людьми, целью которых было изучение телекинеза, телепатии, телепортации и перемещений во времени.
Первоначально сериал «Очень странные дела» (2016–…) назывался «Монток», а его события должны были разворачиваться на Лонг-Айленде, где и находится база. Однако в дальнейшем шоураннеры переработали концепцию и изменили локацию на вымышленный город Хокинс. Там авторы разместили Национальную лабораторию, где проходили различные эксперименты над людьми, в том числе и над Одиннадцатой (Милли Бобби Браун).
Теперь пришло время покинуть сушу и отправиться в бескрайние воды, навстречу Бермудскому треугольнику (Атлантический океан). Это место привлекло внимание конспирологов загадочными исчезновениями судов и самолетов, а также магнитными аномалиями. Какие только теории не строились вокруг треугольника: ушедшая под воду Атлантида, похищение людей пришельцами, пространственный и временной портал, переход в параллельную вселенную. Неудивительно, что немало фантастических и хоррор-сюжетов посвящены этой таинственной локации.
Причем у каждого произведения нашлась своя разгадка тайны Бермудского треугольника. В «Секретных материалах» это была временная аномалия, в которую попал Малдер, когда отправился на поиски лайнера годов Второй мировой. В «Утиных историях» (1987–1990) герои обнаружили в треугольнике остров разбитых кораблей и морское чудище. А в «Путешествиях Гулливера» (2010), осовремененной адаптации романа Джонатана Свифта, персонаж Джека Блэка плывет к зловещим координатам, попадает в водяной смерч и оказывается в стране Лилипутии. Сколько проектов – столько и всевозможных версий.
Из Бермудского треугольника мы наконец-то добираемся до Европы. Наша очередная конспирологическая точка – катакомбы Парижа, одна из самых известных и жутких французских достопримечательностей с бесконечными лабиринтами, захоронениями, стеной из черепов и кромешной темнотой. Идеальный сеттинг для ужастиков.
Например, герои псевдодокументалки «Париж. Город мертвых» (2014) ищут в катакомбах могилу Николя Фламеля и его философский камень, а натыкаются на портал в ад. А вот «Подземный ужас» (2022) эксплуатирует другую излюбленную хоррор-тему – нацистов с их многочисленными экспериментами. Лента получилась средней, но она отсылает нас к реальным фактам: во время оккупации Парижа Германией в катакомбах действительно располагался бункер фрицев.
Чернобыль, куда же без него! Одна из главных техногенных катастроф XX века вот уже почти 40 лет систематически появляется или упоминается в кино. И не столько в документальных и полнометражных фильмах о катастрофе и ее последствиях, сколько в триллерах, ужасах и фантастике по мотивам трагедии. Так, по сюжету третьих «Трансформеров» (2011), рядом с ЧАЭС и Припятью была обнаружена инопланетная находка, оказавшаяся топливным элементом для гигантского космического корабля. А в последней части «Крепкого орешка» (2013) там вообще находился тайник олигарха с запасами оружейного урана.
Мистическую атмосферу Зоны отлично передали российские кинематографисты. В нашумевшем несколько лет назад сериале «Чернобыль. Зона отчуждения» (2014–2019) подростки отправляются в Припять за вором, однако в точке назначения натыкаются на опасные аномалии и узнают об экспериментах по перемещению во времени. Продолжение шоу, к сожалению многих зрителей, больше сосредоточилось на альтернативной реальности, нежели на загадочной природе Припяти и ЧАЭС.
К страшным последствиям ядерной катастрофы обратились авторы ужастика «Запретная зона» (2012). В нем группа друзей едет на «экскурсию» в Припять, но Мертвый город оказывается не таким уж и мертвым. Помимо рыб-мутантов, герои сталкиваются с кровожадными гуманоидными монстрами, преобразившимися жертвами чернобыльской аварии.
Из Чернобыля мы переезжаем в московскую подземку, чтобы лично увидеть легендарное «Метро-2» – сеть правительственных спецтоннелей, что располагается глубоко под землей и простирается на много километров. Диггеры, исследователи и бывшие чиновники рассказывали об особых станциях, отдельном депо и даже «подземном городе» в районе Раменок (на самом деле огромном бункере, предназначенном для большого количества людей).
Разумеется, секретная инфраструктура под столицей – это широченный простор для творческих фантазий. Правда, немало из них упирается в хорроры. Сразу два откровенно проходных отечественных проекта, «Путевой обходчик» (2007) и «Диггеры» (2016), рассказывали об ужасах, скрывающихся в тоннелях метро. Причем в первом случае авторы связали «Метро-2» и Чернобыль: по их версии, в подземные тоннели ссылали жертв катастрофы, пока однажды один из самых крепких молодцов не перебил персонал и не обустроил себе дом в катакомбах. Куда главные герои и забредают.
Ну и на самый конец мы оставили азиатскую конспирологию, которая зачастую строится вокруг паранормальных явлений. В Южной Корее, например, в провинции Кенгидо находится заброшенная психиатрическая больница, где якобы обитают духи. Согласно местной легенде, более 10 лет назад там неожиданно начали умирать пациенты, и учреждение закрыли. Идеальная завязка для ужастика! И в 2018 году в Корее вышел фильм «Психиатрическая больница Конджиам», где группа блогеров решила исследовать загадочную локацию и узнать, действительно ли бывший директор госпиталя убил всех пациентов, а после пропал без вести. Спойлер: все дело в привидениях.
А в Японии, помимо жутких заброшенных деревень, есть целый остров-призрак Хасима, также известный как Гункандзима («крейсер», поскольку его форма напоминает военный корабль). В середине прошлого века, благодаря богатым угольным шахтам, это было густонаселенное и процветающее место. Но к 1970-м природные ресурсы подошли к концу, и ситуация резко изменилась. Месторождения закрыли, и жителям пришлось покинуть Хасиму. Тайский фильм Hashima Project (2013) как раз и посвящен «истинным» причинам произошедшего на острове. В центре сюжета – молодые журналисты с паранормальной ТВ-программы, которые сталкиваются со сверхъестественными силами.
Комментарии