Основано на реальных событиях: 7 фильмов о массовых убийствах в школе | КиноРепортер
КиноРепортер > Кино > Основано на реальных событиях: 7 фильмов о массовых убийствах в школе

Основано на реальных событиях: 7 фильмов о массовых убийствах в школе

9 декабря 2019 /
Основано на реальных событиях: 7 фильмов о массовых убийствах в школе

«КиноРепортер» рассказывает, как стрельбу в учебных заведениях показывали на экранах кинотеатров в США, Великобритании и Эстонии.

Массовые убийства — страшная примета времени, с лихвой отраженная в культуре. Кино буквально зациклено на одной из первых трагедий такого рода, когда два подростка расстреляли однокашников в школе «Колумбайн». Вспоминаем показательные фильмы о стрельбе в школах.

«Если…»

Реж. Линдсей Андерсон, 1968

Первый фильм «британской» трилогии Андерсона вышел в значимом 1968 году. Тогда на демонстрациях полиция расстреливала студентов, и одновременно казалось, что конец старых порядков близок. Тогда же террор все еще расценивался как путь борьбы за свободу, а не худший вид массового преступления.

Школа для учеников «Если…» — это метафора архаических институтов западной цивилизации, особенно характерных для Великобритании. Здесь «легальное» подавление личности ученика в процессе освоения школьной программы дополнено извечной традицией издевательства старших учеников над младшими. В финале школу охватывает восстание.

Снято оно в сюрреалистическом духе, помня о классическом фильме «Ноль за поведение», и все же школьники действительно стреляют в солдат. Подросток становится не расходной единицей, а субъектом, пусть даже насилия и преступления. Роль лидера восстания была большим дебютом Малкольма Макдауэлла, который вскоре укрепил реноме бунтаря в «Заводном апельсине» Кубрика и продолжил работу в сатирическом кино Андерсона.

«Слон»

Реж. Гас Ван Сент, 2003

От школьных расстрелов как метафоры — к фиксации новой реальности. Возможно, взгляд Андерсона на происходящее был слишком мрачен и точен, поэтому «Если…» тридцать лет фактически оставалась единственной картиной в своем роде. Однако массовое убийство в школе «Колумбайн» в 1999 году породило не только волну подражаний, но и по сути поджанр кино. И потому, что мир, в котором происходит подобное, следовало осмыслить, и потому, что такая фабула, с циничной точки зрения режиссера, хороший задел для сюжета.

Ван Сент не хочет эстетизировать произошедшее в «Колумбайн» (в фильме школа носит другое название). Внимание рассеяно между разными героями, будущие школьные стрелки не сразу и заметны. Камера фиксирует красивые виды осеннего городка, следит за болтающими школьниками, их родителями. Иногда мы видим будущих убийц, но не знаем, что ими движет. Подсказки, рассыпанные автором, одна хуже другой: школьная травля, видеоигры, свастика в телевизоре, легальное оружие, даже латентный гомосексуализм.

Каждое объяснение опровергает другое, высказывание невозможно, остается чистый акт насилия. Тем более шокирующий на контрасте с нежностью и меланхолией, которые пронизывают остальное пространство фильма.

«Нулевой день»

Реж. Бен Коччио, 2003

Чуть раньше или позже фильмы о «Колумбайн» снимали многие, включая многостаночника Уве Болла. Но среди наиболее интересных — независимая лента Бена Коччио, который позднее станет сценаристом «Места под соснами». Коччио снимал в манере, близкой к «Догме-95»: настоящие локации в маленьком городке, актеры-подростки и их реальные родители в главных ролях. Наконец, все изображение снято на ручные камеры, по сюжету принадлежавшие антигероям.

Это видеодневник убийц, вполне хладнокровных, презирающих свои жертвы. Они много говорят о «справедливости» и «пути самурая» и едва ли боятся оставить эту жизнь, которую считают скучной. Когда «Нулевой день» снимался, еще не было хороших камер в телефонах, видеоблогов и стримингов, поэтому со временем фильм стал выглядеть еще актуальнее, чем раньше. Объектив камеры становится объективом прицела.

«Боулинг для Колумбины»

Реж. Майкл Мур, 2002

От имитации документального кино — к широко обсуждаемой в свое время документалке Майкла Мура. Вскоре режиссер получит «Оскара» за «Фаренгейт 9/11», а до этого набирает очки на столь же недвусмысленном и яростном высказывании в «Боулинге». В то время как американское общество винит в случившемся насилие в телевизоре, в играх, в рок-музыке, торговцы оружием практически бесконтрольно продают любые боеприпасы по всем Соединенным Штатам.

Мы видим родственников погибших и выживших в бойне: тех, кто остался инвалидами от множества пулевых ранений. Слушаем сторонников свободного ношения оружия, беседуем с Мэрилином Мэнсоном и одним из авторов «Южного Парка» Мэттом Стоуном. Последний, кстати, обвинит Мура в манипуляциях, и карикатурное изображение документалиста появится в мультсериале. Сегодня, в общем, очевидна бесхитростность подачи режиссера, но тогда откровенный разговор по горячим следам произвел большое впечатление. Хотя в смысле торговли оружием, мало что изменилось.

«Класс»

Реж. Ильмар Рааг, 2007

Вероятно, самый знаменитый эстонский фильм, тоже отдаленная рефлексия на тему событий в Америке, но снятая на постсоветском пространстве. Возможно, поэтому она обрела чуть ли не культовый статус в России. Эти коридоры, парты, спортивные раздевалки и другие локации, бывшие, несомненно, свидетелями самых отвратительных сцен. Узнаваемые ситуации, где до предела доведен накал драматизма, который завершается невиданным актом возмездия. Сегодня, когда и постсоветские школы узнали массовые шутинги, «Класс» может показаться предвидением.

В центре сюжета — снова будущие убийцы и нынешние жертвы. Вернее, вечный классный изгой и один из его мучителей, в котором взыграла совесть. Но маховик коллективного насилия нельзя остановить так просто. Смелый фильм, особенно в том, что показывает ситуацию, останавливаясь на проблеме чести. Череда обязательств, предательств, унижений и случайных обстоятельств буквально не оставляет персонажам выбора поступить иначе.

«Что-то не так с Кевином»

Реж. Линн Рэмси, 2011

Фильм о матери убийцы. Что должна чувствовать та, чей сын хладнокровно убил с десяток невинных жертв, включая собственного отца и сестру? Героиня Тильды Суинтон предпочитает стоически нести свое бремя, навещая сыночка в тюрьме. Она надеется когда-нибудь понять, что же случилось. По ходу фильма мы узнаем, что Кевин с детства был демоническим ребенком, который словно ничего не желал, кроме как изводить собственную мамашу. Чтобы та прощала его снова и снова.

Может быть, эта история о том, что есть люди, ужасные без всякой на то причины. А может быть, фильм об искажении восприятия — если героиня не может или не хочет вспомнить, почему ее сын такой странный. Факт в том, что Суинтон и персонаж Эзры Миллера здесь пугающе похожи. Простая история, которая не дает простой разгадки, зато может предложить ночные кошмары.

«Черный дрозд»

Реж. Джейсон Бакстон, 2012

Канадская независимая драма о школьном шутинге, которого не было. Хотя условия были. Маленький город. Агрессивная компания хоккеистов, симпатичная девушка, которая обратила внимание не на них, а на неформала-одиночку. Травля, снятая на камеру. Умершая мать, отец с ружьем.

Далее парень-гот по совету психолога пишет рассказ о том, как убил бы своих обидчиков и выплеснул злость. А его за это на счет три отправляют в тюрьму до выяснения обстоятельств. Там его травят уже настоящие малолетние уголовники.

Как и «Если…» Андерсона, этот небольшой фильм напоминает о том, что классические школьные убийства — не просто проблема тех, кто их совершил. Насилие порождено самой системой контроля, которая наказывает вслепую и предпочитает цензуру воспитанию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: