Кадр из фильма «Укрощение строптивого» (1980)
Сегодня 70 лет исполняется актрисе по имени Франческа Романа Ривелли, украсившей итальянский кинематограф своей неземной красотой и детской непосредственностью. Правда, знаем мы ее под игривым творческим псевдонимом Орнелла Мути, что вызывает сладкую ностальгию по любимым романтическим комедиям из детства. «КиноРепортер» вспоминает главные картины роковой брюнетки с выразительными зелеными глазами, которые смотрят прямо в душу и сражают наповал.
Свою первую роль совсем юная Ривелли получила совершенно случайно – пришла на кастинг вместе с сестрой Клаудией, а в итоге очаровала всю съемочную команду. Да так, что ее напарник Алессио Орано по уши влюбился в девушку и позже даже на ней женился. А сыграли будущие супруги бандита Вито и красавицу-крестьянку Франческу, которая отказывается жениться на негодяе. И тем самым вызывает гнев мафии, намеренной отомстить дерзкой девице. В основу сюжета легла история сицилийки Франки Виолы, что засадила своего обидчика в тюрьму. 14-летняя Мути же (именно тогда актриса и взяла псевдоним) поразила всех энтузиазмом, с которым взялась за нелегкую роль. И на всю Италию заявила о себе как о талантливой восходящей звездочке.
Снявшись в нескольких второсортных опусах с явным или не очень налетом эротики, Орнелла наконец снискала всенародную славу в «народном» драмеди. В центре сюжета – немолодой Джулио (Уго Тоньяцци), который влюбляется в юную Винченцину (Мути) и связывает ее узами брака и материнства. Но девушке все это не по душе – она закручивает шашни с молодым красавцем Джулио в исполнении Микеле Плачидо из «Спрута». Винченцина оказывается перед нелегким выбором между страстью и честью и выходит из ситуации весьма нетривиальным образом. Иронично и при этом печально, что, играя беременную, Мути сама в то время вынашивала своего первого ребенка, которого родила от женатого мужчины, бросившего ее еще до родов.
Тем не менее, от киноэротики Мути открещиваться не собиралась. И ничего плохого тут нет, ведь в достойных руках это может приобрести любопытную огранку. Так и случилось с эротической драмой Марко Феррери (с которым актриса позже закрутила роман) о кризисе мужского начала, что в свое время навела немало шороху в прессе. Орнелла предстала в образе няни Валери, которая начинает интрижку со своим работодателем Жераром, которого сыграл Жерар Депардье. Мужчина, переживающий внезапный уход жены и, по всей видимости, крах самооценки, сам того не понимая, ввязывается в опасную авантюру, ведь Валери не собирается потакать его желаниям. Самая смелая роль Мути, которая в 1998 году воссоединится с Депардье для съемок сериала «Граф Монте-Кристо».
Закрепила успех Мути у критиков и зрителей еще одна звездная картина – на этот раз итальянка поработала с другим секс-символом из Франции, Аленом Делоном. Голубоглазый красавчик сыграл решительного Ксавье, которому старый друг – депутат, убийца и вор – перед смертью успевает передать компромат на всю парижскую элиту. Только вот обстоятельства смерти этого месье наводят Ксавье на некоторые подозрения, и вот уже и он сам, и экс-любовница депутата Валери (снова!) оказываются под прицелом серых кардиналов города. Пусть Орнелла и появилась в кадре ненадолго, роль юной жертвы обстоятельств стала для нее очень важной. И жанр политического триллера она опробовала, и по-французски заговорила, хотя до съемок ленты языка не знала. И во Франции фанатами обзавелась.
С харизматичным Уго Тоньяцци из «Народного романа» Мути сыграла в еще одной картине о несчастной любви с разницей в возрасте. Пестрое драмеди, атмосфера которого навевает дух классических итальянских комедий 1950-х и 1960-х, рассказывает историю комедианта Уго, который оказывается в доме престарелых и всех там смущает. Пока не влюбляется в молодую горничную Ренату, которая не хочет внимать ухаживаниям старика. А тот, будто юнец, бегающий за одноклассницей, не сдается и изо всех сил спешит добиться хотя бы одного ее взгляда. Героиню Мути можно понять, но симпатий к холодной и бесчувственной хамке испытывать не хочется. Так актриса доказала, что роли отрицательных дамочек ей удаются на славу.
Бриллиант итальянского кинематографа, ставший на тот момент самым кассовым фильмом в истории страны. Наверняка все вы помните его сюжет, позаимствованный у Шекспира, – фермер и убежденный холостяк Элиа вынужден принимать у себя городскую фифу Лизу, которая решает его проучить и в себя влюбить. И между делом сама потихоньку впускает его в свое сердце. Что случилось и с Мути, которая связала себя многолетним тайным романом со звездой ленты, певцом и актером Адриано Челентано. Когда оба они, к слову, были в браке с другими. Только вот в реальной жизни Орнелла никого не укротила – актриса от мужа ушла, а Челентано ради нее семью бросать не стал. Но всеми любимая комедия с их блистательным дуэтом от этих драм хуже не стала.
После оглушительного «строптивого» успеха та же команда решила повторить трюк вместе с той же парочкой. На этот раз Челентано и Мути поменялись местами – укрощал недоступную красотку водитель автобуса Барнаба. Он случайно по уши влюбился в принцессу маленького государства с немаленькими долгами. Только вот незадача – Кристина (так зовут королевскую особу) уже была обещана какому-то миллионеру, да и вообще бедняку ее никто отдавать не собирался. Очевидно, создатели ленты немножко вдохновились «Римскими каникулами» и представили, по сути, то же самое, только на более оптимистичный итальянский лад. И получилось у них очень даже мило, а Мути снова засияла в роли привлекательного, но весьма смутного объекта желания.
В начале 1980-х Мути начала заходить и на американский рынок, в чем ей помог боготворивший ее Марко Феррери. Тревожная драма, снятая по мотивам рассказов циника Чарльза Буковски, разительно контрастировала с легкой тональностью громких картин актрисы и в целом долгое время стояла особняком в ее фильмографии. Но отнюдь не в плохом смысле слова. Безумная история здесь, собственно, вертится вокруг Чарльза (Бен Газзара), скатившегося в пропасть алкоголя и сомнительных связей. Лучиком света для него становится проститутка Кэсс, что мучает себя как морально, так и физически. Эти двое находят друг в друге отражение собственных грехов и сомнений, пока судьба предательски не разлучит их. Темные материи, конечно, но Мути они однозначно покорились.
Не переживайте – в чернуху Мути не ушла. В подтверждение тому эта криминальная комедия, светлая и по-хорошему несерьезная. Хотя за основу взята всем известная и очень даже серьезная история Бонни и Клайда, которую итальянцы перевели в шутку. Рассказывают здесь о том, как банда воришек берет в заложники двоих чудиков – неудачника Лео (Паоло Вилладжо), из рук которого все постоянно валится, и эффектную, но тоже неуклюжую Джаду (Мути). Парочка пользуется промахом своих похитителей и ворует их – точнее, чужие и себе присвоенные – деньги. И убегает прочь и от гангстеров, и от полиции. Уморительная картина, где Орнелла на полную раскрывает свой комедийный потенциал как местная Бонни. Немного карикатурная, но все еще донельзя обаятельная и запоминающаяся.
Заканчиваем разговор о главных ролях Орнеллы вместе с еще одной комедией о криминальных делишках, на этот раз адаптацией пьесы Клода Манье и своего рода американским ответом одноименной ленте с Луи де Фюнесом. Мути сыграла Софию, жену гангстера Снэпса (Сильвестр Сталлоне), который по настоянию умирающего отца спешит завязать с грязным бизнесом. Только вот завязка эта проходит совсем не гладко – все смешалось в доме Сталлонских, ой, простите, Снэпса, творится там черт знает что, да и «коллеги» просто так не отпускают. Хотя обе звезды прекрасны в комедийных образах, картина большого успеха не снискала, равно как и сама Мути в Америке. Но это не помешало актрисе обрести статус иконы как у себя на родине, так и в России, где ее любят нисколько не меньше.
1985 год, депрессивный городок на окраине Ирландии. В канун Рождества Билл Ферлонг (Киллиан Мерфи), тихий и добрый человек, развозящий по…
Сдается, что за всю свою историю европейский кинематограф не видел настолько узнаваемого и обожаемого многими секс-символа, как Ален Делон. В…
Ксения Трейстер запоминается сразу. Необыкновенного оттенка синие глаза, улыбка смущенная и лукавая одновременно. Но премию Художественного театра актриса получила не…
Кристина Риччи – новая обладательница именной звезды на голливудской «Аллее славы». Артистка, недавно отметившая 45-летие, разделила торжественный момент со своей…
Сегодня весь мир празднует день весны, тюльпанов и шоколадных конфет. Шутим, конечно! Мир отмечает день солидарности женщин в борьбе за…
Принцип «Ничего личного, это просто бизнес» – ее жизненное кредо. Когда-то Нора буквально делила с мужем Ваней одну картофелину, потому…