Кино

«Только течет река»: Меланхоличный детектив о тайнах китайской провинции

Середина 1990-х. Депрессивная китайская глубинка. Хмурый страж правопорядка Ма Чжэ (Чжу Илун) выезжает на очередное дело – на берегу реки найдено тело старушки-вдовы. Старушка мирно выращивала гусей и никого не трогала. Неясно, кому она помешала. Возле тела обнаруживается сумка с кассетами. Прослушивание которых, правда, не сильно расследованию помогает. Вдобавок дождь непрерывно идет, и в личной жизни у Ма Чжэ не все гладко, и единственный подозреваемый через пару дней погибает. Тоска вселенская, в общем. Но Ма Чжэ не сдается: изловить душегуба он намерен во что бы то ни стало.

Экранизации произведений китайских авторов в текущем году обсуждаются широко, но однобоко. Бок этот принадлежит Лю Цысиню, чья «Задача трех тел» едва успела превратиться в сериал Netflix, как вдруг выяснилось, что еще одна (четвертая!) адаптация не за горами. Полнометражная, за авторством многоопытного Чжана Имоу. Вместе с тем не одним лишь Лю Цысинем современная китайская литература славна, о чем и напоминает кинофильм «Только течет река». В его основе – рассказ «Ошибка у реки», в 1987 году написанный Юй Хуа, мастером постмодернизма, чьи работы не раз переносились на экран. Упомянутым Чжаном Имоу – в том числе. Его драма «Жить» (1994) по одноименному роману завоевала три премии в Каннах, хотя режиссер и писатель долго спорили из-за отдельных нюансов.

«Только течет река» тоже побывал в Каннах, в «Особом взгляде», и остался без призов. Зато в прокате внезапно громыхнул, собрав около $43 млн при бюджете в районе $7 млн. Солидные цифры для независимого кино. Тем более совсем не зрительского в общепринятом смысле. Чего мы чаще всего ждем от детективных картин? Игр в кошки-мышки с убийцей, твистов, скандалов, интриг, клиффхэнгеров. Надо ли уточнять, что в фильм 33-летнего Вэя Шуцзюня (запомните это имя!) ничего такого не завезли.

Сперва мы сталкивается с типичной полицейской рутиной в духе процедуралов. Опрос свидетелей, поиск улик, отчеты перед начальством. Локации соответствующие: участок, парикмахерская, больничная палата, скромные квартирки с захудалыми интерьерами. Количество трупов мало-помалу растет. А заодно набухают мешки под глазами Ма Чжэ – к разгадке-то он не приближается ни на шажок.

Поэтому реальность вокруг него начинает размазываться, таять под бесконечным дождем, который стартует минуте на третьей и одной каплей впечатывает «Реку» в почетный список мокрых и туманных китайских нуаров. Чьих персонажей хлебом не корми – дай покурить задумчиво в свете неоновых лампочек, глядя на то, как ливень выписывает узоры на лужах. В массе подобных нуаров мы наблюдаем за сплетением связей меж мужчинами и женщинами. Эти связи могут быть романтическими, обыденными, убийственными – какими угодно. «Только течет река» предлагает предельно бытовую их разновидность. Супруга Ма Чжэ беременна. Анализы выдают небольшую вероятность мутации генов у плода. Пока жена торчит в четырех стенах и страдает от неизвестности – сохранить ли ребенка, родится ли он здоровым – у Ма Чжэ свой личный сорт непоняток. Фатальная непруха с расследованием.

Потенциальную аудиторию фильма можно разделить на две группы. Первая – те, кто с китайскими нуарами не знаком. Эти граждане могли клюнуть на «Реку» из-за трейлера или синопсиса, хотя вообще-то грустным пленочным драмам, где, как ругаются в плохих рецензиях, «ничего не происходит», они предпочитают что-нибудь поживее. Вторая – те, кто хоть разок закапывался в богатое портфолио Цзя Чжанкэ, или Дяо Инаня, или Чин Поу-Соя. Вторая категория явно окажется малочисленнее первой. Но это не значит, что фанатам условных «Плохих парней» тут нечего ловить.

«Только течет река» – удивительное кино настроения: как знать, вдруг вы с удивлением для самих себя обнаружите, что глаз не можете оторвать от мрачных мужчин, которые просто стоят в пальто среди мертвых деревьев и выпускают в тусклое небо сигаретный дымок. Визуал не изысканный, но отмеченный редким чувством подлинности, которая ощущается повсюду. Промокшие кожанки, угрюмые лица, обшарпаные стены, ливень, грязь и тлен – идеальный выбор для тех, кому надоел изнуряющий летний зной.

Тем занятнее, когда приземленная драма про приземленных людей отталкивается от вязкой почвы и превращается в нечто более зыбкое, не подвластное логике. Недаром Ма Чжэ обустраивает офис в неработающем кинотеатре, старинном царстве иллюзий. Следователя донимают галлюциногенные сны, зрителя терзают догадки, и даже самый наивный товарищ не примет обманчивый хэппи-энд за чистую монету. Классной метафорой оказался пинг-понг: в настольный теннис тут режутся прямо в полицейском участке, обсуждая попутно прогресс (и его отсутствие) в деле. Очко тебе, очко мне – чем не противостояние сыщика и маньяка, где кто-то время от времени вырывается вперед? А потом теннисные шарики, сваленные в специальную коробочку, выскакивают и растекаются под ногами Ма Чжэ оранжевым пластиковым морем. Попробуй пойми, каким из них ты играл вчера, сегодня, только что.

«Судьбу нельзя понять, поэтому я творю судьбу». Эпиграфом из «Калигулы» Альбера Камю открывается «Только течет река». Проводить параллели между событиями фильма и гнуснопрославленными деяниями римского императора нет нужды. Точнее всего же ленту характеризует первая часть приведенной цитаты. Пытаясь раскрыть преступления, Ма Чжэ сталкивается с другими секретами, которые, возможно, надо бы и дальше хранить в тайне, и окончательно запутывается в себе. Конечно, хроники его отчаяния – не самое расслабляющее зрелище. Но в немалой степени утешающее. В конце концов, даже дрожащий призрачный свет лучше кромешного мрака.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

19 часов назад