9-летний Самай живет в городке Чалала в регионе Саураштра, что в индийском штате Гуджарат. Он работает разносчиком горячего чая на железнодорожной станции, играет с местными мальчишками и ни о чем высоком не мечтает. Однажды родители по доброте душевной решают сводить его в кино. «Разок сходил – и больше тебе там делать нечего», – убежден суровый отец. Но Самай рассудил иначе. Магия движущихся картинок околдовала его, и с тех пор ни о чем другом он и думать не мог.
В нынешних реалиях индийские фильмы все чаще гостят на больших экранах. Поэтому самое время чуть пристальнее приглядеться к ним, дабы убедиться, что богатство кинематографа Индии не исчерпывается продукцией Болливуда. А в кадре совсем не обязательно должно царить безумное буйство красок под аккомпанемент национальных песнопений. Летом 2022-го, например, в российском прокате появлялись шпионский триллер «Ракетчик» и брутальный боевик «Викрам». И вряд ли вы найдете в них кричащую пестроту, которая ослепляет и ошеломляет, стоит вбить словосочетание «индийское кино» в любом поисковике.
Вот и «Однажды в кино» близок не к типичной болливудской, а скорее к европейской и новоголливудской традициям. И, конечно, к великим лентам классика Сатьяджита Рая, первого индийского оскароносца. Впечатлившись творчеством итальянских неореалистов, в 1950-х Рай воспел жизнь простых людей, посвятив одному из них, деревенскому бедняку Апу, сразу три фильма («Песнь дороги», «Непокоренный», «Мир Апу»). Таким же мальчиком является и Самай, история которого отчасти автобиографична для постановщика Пана Налина.
Название, в англоязычной версии звучащее как Last Film Show, вдохновлено американской драмой 1971 года «Последний киносеанс» (The Last Picture Show). Действие картины Питера Богдановича тоже разворачивалось в провинциальном захолустье, а взросление персонажей было неразрывно связано с вылазками в старый кинотеатр. Ну и как не вспомнить «Новый кинотеатр «Парадизо» (1988): именно с шедевром Джузеппе Торнаторе Налин заигрывает в первую очередь. Точно так же паренек заводит дружбу с механиком. Наивно постигает тонкости киноискусства, когда с помощью стекляшек, лампочек, картонок и клочков выброшенной пленки на пыльном полотне чудом появляется изображение. И не перестает мечтать о том, что и сам станет снимать успешные фильмы.
Согласитесь, отличные источники вдохновения. Но во всех перечисленных лентах истории оказывались довольно беспощадными. Нет, юмора и жизнелюбия в них тоже хватало, однако преобладал все же трагизм. Зато «Однажды в кино» – произведение глубоко оптимистичное. Не оставляющее сомнений, что всегда будет солнце, и добро обязательно победит, и все парнишки непременно покорят те вершины, какие захотят. Конечно, для этого им придется преодолеть немало препятствий. Папа Самая регулярно охаживает того палкой, если мальчишка сбегает с уроков ради очередного киносеанса. Воровство бобин навлекает на него проблемы с законом. А бедолага механик теряет работу, когда уютная пленка становится пережитком прошлого из-за безжалостного натиска цифровых технологий. Но эти беды героев лишь закаляют, а публике на дают заскучать.
Пан Налин смотрит на окружающий мир восхищенным взглядом ребенка, изучающего зеленые холмы Индии сквозь цветное стекло пустой бутылки. Подобное воодушевление кому-то вполне может показаться чрезмерным. Но попробуйте на минутку представить, что вы – не житель современного мегаполиса с безлимитным доступом к любым благам прогресса, а обитатель глухой деревеньки, который расплющивает на рельсах гвозди, чтобы сделать из них наконечники для стрел. Действие «Однажды в кино» происходит в 2010 году, однако Самай прикасается к величайшему из искусств с таким чистым, непосредственным восторгом, с каким 126 лет назад ошарашенные французы наблюдали за прибытием поезда на вокзал Ла-Сьота. И эта искренность по-настоящему подкупает.
Папа Самая когда-то был зажиточным скотоводом. Затем он разорился и начал торговать чаем, но его семья по-прежнему принадлежала к высшей касте браминов (брахманов). Вот он и старается избавить сына от позорной любви к кино: грязное это дело, дескать, пусть съемками фильмов занимаются простолюдины. То есть, с одной стороны, Пан Налин посвящает фильм элите: Андрею Тарковскому, Стэнли Кубрику, Дэвиду Лину. С другой – напоминает, что кино в основе своей предельно демократично. Снимать и тем более смотреть его может практически каждый. И стремление мальчугана вырваться на волю, отправиться в большой город, выбиться в люди абсолютно понятно и универсально.
Поэтому «Однажды в кино» – тоже максимально универсальная картина, которая станет истинной отдушиной и для знатоков индийского кинематографа, и для неопытных новичков. А еще приятно видеть, как ненавязчиво Пан Налин осуществляет благую воспитательную миссию. Устами мудрого учителя он заявляет, что в современной Индии нереально пробиться наверх без знания английского языка. Ну а снимать кино нельзя без классных историй. В общем, будущее принадлежит сочинителям: учите, детки, английский, пишите, придумывайте, создавайте, и да поможет вам Шах Рукх Кхан.
28 октября состоялась торжественная церемония закрытия XXIII Международного фестиваля спортивного кино. В его программу вошли 74 картины из разных стран…
В День всех святых самое время вспомнить культовую франшизу «Хэллоуин». Появившаяся еще в 1978-ом усилиями Джона Карпентера слэшер-серия насчитывает тринадцать…
В онлайн-кинотеатре Premier вышел новый полнометражный фолк-хоррор «Мора» в «самый жуткий день» в году. Режиссера Даниила Тигулева на съемки основанного…
31-го числа тыквенно-пряного месяца спуктября в дома ценителей всего жуткого, потустороннего и макабрического наконец пришел Хэллоуин. Самое время решить, кошелек…
Танец Сальмы Хайек со змеей, первая «звездная» роль Джорджа Клуни на большом экране, сценарий, написанный Квентином Тарантино за гонорар всего…
Впервые все части «Тетралогии» Алексея Рыбникова – масштабного цикла, сопоставимого по сложности и колоссальности замысла с «Кольцом Нибелунгов» Рихарда Вагнера,…