Режиссерский почерк включает в себя сразу несколько вещей, по которым можно легко определить, кто снял ту или иную ленту. У Квентина Тарантино, например, это нарочитая жестокость и филигранные диалоги. У раннего Никиты Михалкова – любовь к прошлому и камерная драма. У Уэса Андерсона – самобытность, причудливость и визуальная эстетика. Однако довольно часто за кадром остается не менее важный для киноязыка творческий элемент – монтаж, уникальный и в некотором роде интуитивный способ самовыражения. «КиноРепортер» рассказывает, какие приемы используют знаменитые режиссеры и какую цель они преследуют.
Тему монтажного стиля следует начать с Эдгара Райта, автора, который остается верен собственной экранной эстетике от фильма к фильму. Преимущественно комедийный постановщик «берется за ножницы» не столько ради ритма, сколько ради усиления юмористического эффекта от сцен. Так называемый клиповый монтаж (им славится и Гай Ричи), резкая и динамичная смена кадров, позволяет Райту объединить ряд коротких эпизодов (от 2 до 5 секунд), например, с рутинными действиями персонажей, чтобы добиться комического эффекта. Сперва подобный прием кажется чем-то чужеродным, однако по мере развития событий он начинает восприниматься как органичное дополнение истории.
Многие современные комедии опираются, прежде всего, на харизму актеров и остроумные шутки, написанные сценаристами, но Райт пошел дальше – он помогает усиливать юмористическую составляющую благодаря монтажу. Режиссер активно использует кадрирование или фокусировку кадра, переходы и панорамирование камеры. И все это, по большей части, происходит еще до съемок – Райт задействует свои раскадровки ради ускорения процесса монтажа. Чтобы склейки и переходы работали как надо, постановщик анимирует и редактирует предварительные наброски, планируя точную продолжительность каждого кадра. Поистине скрупулезная работа над материалом.
Одни режиссеры любят динамику, другие не прочь замедлить время. Слоу-мо – ключевая особенность проектов Зака Снайдера. За подобный стиль его превозносят, за него же и критикуют. Замедленную съемку называют устаревшим киноприемом, который превалировал в нулевые, а после практически канул в небытие. Снайдер же, будучи великолепным визионером, продолжает оставаться верным слоу-мо, периодически злоупотребляя полюбившимся инструментом. Так или иначе, чаще всего «замедление» режиссера действительно работает, позволяя зрителю насладиться атмосферными кадрами, визуальным пиршеством и вниманием к деталям.
Но как бы Снайдер ни любил слоу-мо, в первую очередь он известен как автор боевиков, где невероятно важен баланс динамичности и драматизма. Разрываясь между необходимым темпом и фирменным приемом, постановщик нередко обращается к speed ramping, замедлению и дальнейшему ускорению кадра. Благодаря скоростному контрасту Снайдер может контролировать внимание аудитории: динамика демонстрирует напряженность боевой сцены, а «внезапная остановка» помогает сконцентрироваться на важном для эпизода предмете или персонаже. Ну, или просто получить удовольствие от красивого кадра.
Замедление, соответственно, тоже бывает разным. И разные режиссеры по-своему используют этот прием. Один из самых ярких последователей современного «медленного» кино – Дени Вильнев. Он обладает тонким чувством меры, и его фирменные длинные кадры тянутся ровно столько, сколько необходимо для запланированного погружения зрителя в историю. Вильнева нередко ругают за нарочито затянутые сцены, но именно благодаря неторопливому темпу (и спокойному монтажу) его проекты получаются такими вязкими, с идеальной гармонией сюжета и общей атмосферы.
Долгий хронометраж эпизодов помогает уловить причинно-следственную связь (так называемый строящийся монтаж из сцены допроса в «Пленницах). Ощутить величественность, монументальность и даже угнетенность научно-фантастических сеттингов («Бегущий по лезвию 2049», «Дюна»). Прочувствовать отстраненное насилие, вызывающее более яркие эмоции, нежели очевидная жестокость («Политех», «Убийца»). Монтаж для Вильнева стал лишь одним из нескольких ключевых инструментов (звук и операторские приемы он считает не менее важными), но именно он позволил Дени создать уникальный киноязык, подходящий практически для любого жанра.
Бывает замедление кадра. Бывает ускорение. А бывает и так, что отдельные эпизоды буквально вырывают из повествования и объединяют обрезанные части между собой. Подобный прием называется джамп-кат или рваный монтаж. Его функционал варьируется и зависит от цели постановщика. Например, джамп-кат можно использовать, если требуется показать долгое, зачастую скучное для героев течение времени. Или стремительность развития эпизода, когда персонаж, допустим, перемещается из точки А в точку Б. Рваный монтаж задействуют и в случае необходимости усиления эмоционального накала сцены, делая ее резкой и нервной.
Джамп-кат стал излюбленным приемом Жоры Крыжовникова. В «Горько!» этот подход объясняется псевдодокументальным форматом, когда «ненужные» куски вырезаются, делая картинку и историю одновременно аутентичными (видео со свадьбы), непоследовательными и даже агрессивными. Однако режиссер попробовал перенести форму монтажа и в другие свои проекты («Звоните ДиКаприо!» и «Слово пацана»), чем вызвал противоречивую реакцию зрителей и критиков. Некоторые посчитали джамп-каты либо результатом неудачных дублей, либо неуместным приемом, чтобы стилистически связать новые произведения с «Горько!».
«Да, джамп-кат, с одной стороны, дает мне ощущение документальности. А с другой – ощущение свободы. С таким монтажом я могу оборвать сцену на том месте, где мне достаточно, у меня нет обязательств быть складно говорящим. Я могу оборвать свою мысль на полуслове, чтобы начать новую. От этого фильм может быть тоньше, я могу сказать то, что хочется. Поэтому у меня рваный монтаж – это тоже важный элемент киноязыка, на котором я “разговариваю”», – объяснил Крыжовников.
Эксперименты с монтажом – не признак великого режиссера. Хорошие постановщики могут придерживаться классических приемов, оттачивая мастерство с каждым новым проектом. Так, Люк Бессон, чей режиссерский стиль менялся с течением времени, использовал комплексный подход к очередности кадров. В «Голубой бездне» и «Малавите» он предпочитал монтаж по движению (действие одного героя в следующей сцене продолжает другой герой или предмет). В «Ангеле А» и «Необычайных приключениях Адель» – монтаж по композиции (переход с помощью форм объекта). А в культовом «Пятом элементе» – сочетание двух вышеупомянутых приемов и монтажа по звуку.
Другой пример классического подхода – Кристофер Нолан. Ввиду многослойности и сложности сюжета преобладающей части своих произведений он нередко прибегает к параллельному монтажу, когда события происходят не в одном месте, но их одновременность (с точки зрения зрителя) крайне важна для нарратива. Через подобный прием постановщик усиливает эмоциональное напряжение (побег Джокера и спасение одного из друзей Бэтмена в «Темном рыцаре»), позволяет, в том числе с помощью цветовой гаммы, ориентироваться в запутанном сеттинге (разные слои снов в «Начале») и объединяет/сравнивает действия персонажей из разных локаций (ситуации на Земле и в космосе) в «Интерстелларе».
Нолан любит усложнения через простые формы – несколько сюжетных линий, объединенных играми со временем («Помни», «Довод»), истории внутри истории («Престиж») и эксперименты с шаблонными жанровыми элементами («Начало» как фильм-ограбление). Для режиссера повествование представляет собой своего рода головоломку, которую он преподносит аудитории через «магию» кино: жонглирование сюжетными арками, иллюзию времени, перемещения в пространстве и т.д. Именно параллельный монтаж, который закладывается Ноланом еще на уровне сценария, позволяет именитому англичанину исследовать, деконструировать и по-своему развивать природу нарративных форм.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…