О теле и душе: Спектакль «Проблема» в РАМТ | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Театр > О теле и душе: Спектакль «Проблема» в РАМТ

О теле и душе: Спектакль «Проблема» в РАМТ

23 апреля 2019 / Эвелина Гурецкая
О теле и душе: Спектакль «Проблема» в РАМТ

Спектакль «Проблема» по пьесе Тома Стоппарда в постановке художественного руководителя РАМТ Алексея Бородина в большей степени о проблеме разума и мозга. Но занимающиеся этой проблемой ученые больше спорят о душе, а тело диктует им свои правила игры.

«Мозг не живет, как голова профессора Доуэля, на тарелке. У него есть тело — уши, руки, ноги, кожа, потому он помнит вкус губной помады, помнит, что значит «чешется пятка». Тело является его непосредственной частью». Татьяна Черниговская, доктор биологических наук.

Том Стоппард назвал эту пьесу «The Hard Problem». И вопросы, которые драматург в ней поднимает, действительно, «большая проблема», над разрешением которой веками бьются лучшие умы человечества: что такое человек и где предел его свободы? Кто нами управляет – наш собственный разум или наш мозг сотворен неким Высшим разумом? В последние годы к этой проблеме все чаще обращаются и кинематографисты. Вспомнить хотя бы франшизу Ридли Скотта о путешествиях в иные галактики в поисках Высшего разума, начало которой положил его фильм «Прометей», продолжила картина «Чужой: Завет», и впереди непременно будет еще и продолжение. Уже миллионы и миллионы проявляют интерес к этой «большой проблеме», в нашей стране – во многом благодаря Татьяне Черниговской, популяризатору науки о мозге. Занимаясь как ученый этой проблемой, она пришла к такому вот выводу – цитата: «Если всерьёз, я, признаться, не верю, что нам когда-нибудь удастся понять, что такое сознание и как работает мозг».

Так что режиссер Алексей Бородин, видимо, намеренно, назвал свою постановку проще – «Проблема». И сделал «многоуровневый» спектакль, в котором одна часть публики будет ловить каждое слово, а кто-то из зрителей будет просто наблюдать за личными проблемами действующих лиц, скучая порой на затянувшихся разговорах «о высоких материях». Но от этого спектакль не теряет ни актуальности, ни значимости. Его действие разворачивается в Институте исследования мозга. Финансирует институт некий миллиардер Джерри Кроул (Илья Исаев). Сотрудников в свой институт он отбирает сам – кто-то из кандидатов будет работать на его обогащение, кто-то займется чистой наукой. Миллиардер не просто «делающая деньги» бездушная машина, а человек, понимающий свою жизнь как некую миссию. И это о многом говорит. К тому же он воспитывает приемную дочь Кэти (Полина Лашкевич). Она будет появляться время от времени на сцене, но это скорее лицо второстепенное.

Впрочем, маленьких ролей по значимости в этом спектакле нет. Герои спектакля в большинстве своем – сотрудники Института мозга, занимающиеся самым загадочным органом человека. Для них, казалось бы, главная проблема – понять, как рождается сознание. Но как выясняется по ходу действия, у каждого есть как свои личные проблемы, так и проблемы взаимоотношений с другими людьми и с миром в целом. Например, для молодого ученого Хилари (Ирина Таранник) важны такие понятия как нравственность и Бог. У нее есть тайна, свой «скелет в шкафу». Когда-то в юности Хилари совершила поступок, продиктованный желаниями тела. Но ее душе нет покоя, и мучаясь этим, она постоянно обращается к Богу с молитвами. Казалось бы несовместимые вещи: ученый занимается изучением мозга и разума, а при этом молится? Но в том и проблема практически всякого живого человека: если есть душа, значит, допустимо и существования Бога.

У драматурга Стоппарда нравственность неразрывно связана с верой в Бога. У режиссера Бородина в его спектакле эта тема не звучит так уж «в лоб», но зрителя на подобные размышления явно наведет. Хотя начинается действие именно с тела: Хилари и ее любовник Спайк (Петр Красилов) намереваются заняться сексом. То есть «тело правит бал», когда вы молоды и полны сил. Но лежа в кровати, они обсуждают проблему существования Бога, спорят о том, что есть эгоизм и альтруизм. Их воззрения абсолютно не совпадают, но это никак не мешает им получать удовольствие от близости. И вот вопрос: что ими движет – разум или тело? И вообще – что такое разум? Усугубляет конфликт тот факт, что оба – ученые. Спайк нейрофизиолог, изучающий мозг, а Хилари нейропсихолог и философ, занимается изучением сознания.

И подобные столкновения мировоззрений и поступков других героев спектакля происходят постоянно. Влюбленная в Хилари китаянка Бо (Татьяна Матюхова) готова пойти на подлог результатов эксперимента ради предмета своей страсти. То есть, и в этом случае тело побеждает разум. Но как обвинить в чем-то Бо, если она в лице Хилари встретила родственную душу? И что для нее, как и для любого влюбленного, в этом случае важнее – нравственность, долг или чувство? Да и кто в конечном итоге принимает за нее решение – она сама, то есть ее разум, или мозг? Особенно остро этот вопрос звучит в свете последних открытий, сделанных учеными (уже не по сюжету пьесы, а в реальной жизни). Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. «То, что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой», – еще одна цитата Татьяны Черниговской. – Он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да».

Если же вернуться к спектаклю, то именно разговоры, тексты драматурга Стоппарда – главное в нем. И рассчитан он на тех, кто идет в театр не за развлечением, а за познанием. Но все-таки это театр, и постановка «Проблемы» выстроена по его законам. На большой сцене РАМТ соорудили специальную площадку с ограниченным количеством мест для зрителей (хотя билеты на «Проблему» уже сейчас раскуплены до июня). Сценография проста и в то же время функциональна (художник Станислав Бенедиктов, видеохудожник Владимир Алексеев). Кровать, главный предмет в комнате Хилари в самом начале спектакля, трансформируется в большой диван одной из лабораторий Института мозга. Стильное оформление, все элементы декораций создают ощущение, что публику допустили в реальный научный институт: провода, оргтехника и прочая. По краям этого пространства – плазменные экраны, на которых зрители видят некоторые из проводимых экспериментов. Есть еще больше мансардное окно – значимая деталь. В этом окне появляются то картины живой природы, небо – то звездное, то с бегущими по нему облаками. Этакий знак вечности. И в течение всего спектакля на сцене будет звучать живая музыка в исполнении джаз-бэнда.

В конце концов, личные проблемы главных героев благополучно разрешатся. Что же касается Главной проблемы – мозг и сознание, тело и душа, существует Бог или нет – она так и останется неразрешенной. И если не навсегда, то еще очень-очень надолго. О чем собственно, и предупреждала нас Татьяна Черниговская.

Читайте также

Ремейк без половых признаков: Рецензия на нового «Короля Льва» Кино
18 июля 2019

Ремейк без половых признаков: Рецензия на нового «Короля Льва»

Тимон и Пумба не смогли спасти бездушное техническое достижение Disney.

Добро пожаловать в обычный мир: Рецензия на фильм «Мертвые не умирают» Кино
10 июля 2019

Добро пожаловать в обычный мир: Рецензия на фильм «Мертвые не умирают»

Вслед за вампирами Джим Джармуш взялся за зомби — еще одну извечную тему в массовой культуре.

Soviet да любовь: Рецензия на третий сезон сериала «Очень странные дела» Рецензии
8 июля 2019

Soviet да любовь: Рецензия на третий сезон сериала «Очень странные дела»

«КиноРепортер» — о плохих русских и подростковых влюбленностях в продолжении культового сериала.

Дерзость и молодость: Рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома» Кино
4 июля 2019

Дерзость и молодость: Рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома»

Обманутые ожидания как главный двигатель сюжета.