О теле и душе: Спектакль «Проблема» в РАМТ | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Театр > О теле и душе: Спектакль «Проблема» в РАМТ

О теле и душе: Спектакль «Проблема» в РАМТ

23 апреля 2019 / Эвелина Гурецкая
О теле и душе: Спектакль «Проблема» в РАМТ

Спектакль «Проблема» по пьесе Тома Стоппарда в постановке художественного руководителя РАМТ Алексея Бородина в большей степени о проблеме разума и мозга. Но занимающиеся этой проблемой ученые больше спорят о душе, а тело диктует им свои правила игры.

«Мозг не живет, как голова профессора Доуэля, на тарелке. У него есть тело — уши, руки, ноги, кожа, потому он помнит вкус губной помады, помнит, что значит «чешется пятка». Тело является его непосредственной частью». Татьяна Черниговская, доктор биологических наук.

Том Стоппард назвал эту пьесу «The Hard Problem». И вопросы, которые драматург в ней поднимает, действительно, «большая проблема», над разрешением которой веками бьются лучшие умы человечества: что такое человек и где предел его свободы? Кто нами управляет – наш собственный разум или наш мозг сотворен неким Высшим разумом? В последние годы к этой проблеме все чаще обращаются и кинематографисты. Вспомнить хотя бы франшизу Ридли Скотта о путешествиях в иные галактики в поисках Высшего разума, начало которой положил его фильм «Прометей», продолжила картина «Чужой: Завет», и впереди непременно будет еще и продолжение. Уже миллионы и миллионы проявляют интерес к этой «большой проблеме», в нашей стране – во многом благодаря Татьяне Черниговской, популяризатору науки о мозге. Занимаясь как ученый этой проблемой, она пришла к такому вот выводу – цитата: «Если всерьёз, я, признаться, не верю, что нам когда-нибудь удастся понять, что такое сознание и как работает мозг».

Так что режиссер Алексей Бородин, видимо, намеренно, назвал свою постановку проще – «Проблема». И сделал «многоуровневый» спектакль, в котором одна часть публики будет ловить каждое слово, а кто-то из зрителей будет просто наблюдать за личными проблемами действующих лиц, скучая порой на затянувшихся разговорах «о высоких материях». Но от этого спектакль не теряет ни актуальности, ни значимости. Его действие разворачивается в Институте исследования мозга. Финансирует институт некий миллиардер Джерри Кроул (Илья Исаев). Сотрудников в свой институт он отбирает сам – кто-то из кандидатов будет работать на его обогащение, кто-то займется чистой наукой. Миллиардер не просто «делающая деньги» бездушная машина, а человек, понимающий свою жизнь как некую миссию. И это о многом говорит. К тому же он воспитывает приемную дочь Кэти (Полина Лашкевич). Она будет появляться время от времени на сцене, но это скорее лицо второстепенное.

Впрочем, маленьких ролей по значимости в этом спектакле нет. Герои спектакля в большинстве своем – сотрудники Института мозга, занимающиеся самым загадочным органом человека. Для них, казалось бы, главная проблема – понять, как рождается сознание. Но как выясняется по ходу действия, у каждого есть как свои личные проблемы, так и проблемы взаимоотношений с другими людьми и с миром в целом. Например, для молодого ученого Хилари (Ирина Таранник) важны такие понятия как нравственность и Бог. У нее есть тайна, свой «скелет в шкафу». Когда-то в юности Хилари совершила поступок, продиктованный желаниями тела. Но ее душе нет покоя, и мучаясь этим, она постоянно обращается к Богу с молитвами. Казалось бы несовместимые вещи: ученый занимается изучением мозга и разума, а при этом молится? Но в том и проблема практически всякого живого человека: если есть душа, значит, допустимо и существования Бога.

У драматурга Стоппарда нравственность неразрывно связана с верой в Бога. У режиссера Бородина в его спектакле эта тема не звучит так уж «в лоб», но зрителя на подобные размышления явно наведет. Хотя начинается действие именно с тела: Хилари и ее любовник Спайк (Петр Красилов) намереваются заняться сексом. То есть «тело правит бал», когда вы молоды и полны сил. Но лежа в кровати, они обсуждают проблему существования Бога, спорят о том, что есть эгоизм и альтруизм. Их воззрения абсолютно не совпадают, но это никак не мешает им получать удовольствие от близости. И вот вопрос: что ими движет – разум или тело? И вообще – что такое разум? Усугубляет конфликт тот факт, что оба – ученые. Спайк нейрофизиолог, изучающий мозг, а Хилари нейропсихолог и философ, занимается изучением сознания.

И подобные столкновения мировоззрений и поступков других героев спектакля происходят постоянно. Влюбленная в Хилари китаянка Бо (Татьяна Матюхова) готова пойти на подлог результатов эксперимента ради предмета своей страсти. То есть, и в этом случае тело побеждает разум. Но как обвинить в чем-то Бо, если она в лице Хилари встретила родственную душу? И что для нее, как и для любого влюбленного, в этом случае важнее – нравственность, долг или чувство? Да и кто в конечном итоге принимает за нее решение – она сама, то есть ее разум, или мозг? Особенно остро этот вопрос звучит в свете последних открытий, сделанных учеными (уже не по сюжету пьесы, а в реальной жизни). Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. «То, что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой», – еще одна цитата Татьяны Черниговской. – Он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да».

Если же вернуться к спектаклю, то именно разговоры, тексты драматурга Стоппарда – главное в нем. И рассчитан он на тех, кто идет в театр не за развлечением, а за познанием. Но все-таки это театр, и постановка «Проблемы» выстроена по его законам. На большой сцене РАМТ соорудили специальную площадку с ограниченным количеством мест для зрителей (хотя билеты на «Проблему» уже сейчас раскуплены до июня). Сценография проста и в то же время функциональна (художник Станислав Бенедиктов, видеохудожник Владимир Алексеев). Кровать, главный предмет в комнате Хилари в самом начале спектакля, трансформируется в большой диван одной из лабораторий Института мозга. Стильное оформление, все элементы декораций создают ощущение, что публику допустили в реальный научный институт: провода, оргтехника и прочая. По краям этого пространства – плазменные экраны, на которых зрители видят некоторые из проводимых экспериментов. Есть еще больше мансардное окно – значимая деталь. В этом окне появляются то картины живой природы, небо – то звездное, то с бегущими по нему облаками. Этакий знак вечности. И в течение всего спектакля на сцене будет звучать живая музыка в исполнении джаз-бэнда.

В конце концов, личные проблемы главных героев благополучно разрешатся. Что же касается Главной проблемы – мозг и сознание, тело и душа, существует Бог или нет – она так и останется неразрешенной. И если не навсегда, то еще очень-очень надолго. О чем собственно, и предупреждала нас Татьяна Черниговская.

Читайте также

Свекровь или теща? Рецензия на фильм «Малефисента. Владычица тьмы» Кино
18 октября 2019
Свекровь или теща? Рецензия на фильм «Малефисента. Владычица тьмы»

Вторая часть истории про злобную фею, ставшую благодаря родительской любви милым ангелом, уступила оригиналу по всем параметрам.

Основано на «реальном дерьме»: Рецензия на фильм «Прачечная» Стивена Содерберга Кино
18 октября 2019
Основано на «реальном дерьме»: Рецензия на фильм «Прачечная» Стивена Содерберга

Netflix выпустил сатиру про «Панамский архив» с Мэрил Стрип, Антонио Бандерасом, Гари Олдманом и Шэрон Стоун.

Безумно грустные азиаты: Рецензия на фильм «Прощание» Кино
17 октября 2019
Безумно грустные азиаты: Рецензия на фильм «Прощание»

«КиноРепортер» о драмеди, которая стала одним из главных инди-хитов нынешнего года.

Звезда умерла: Рецензия на фильм «Джуди» с Рене Зеллвегер Кино
16 октября 2019
Звезда умерла: Рецензия на фильм «Джуди» с Рене Зеллвегер

На экраны вышел байопик о последних месяцах жизни иконы Голливуда.