[ММКФ-2019] Профессор и Безумец: Рецензия на фильм «Игры разумов» - КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Кино > [ММКФ-2019] Профессор и Безумец: Рецензия на фильм «Игры разумов»

[ММКФ-2019] Профессор и Безумец: Рецензия на фильм «Игры разумов»

23 апреля 2019 / Сергей Оболонков
[ММКФ-2019] Профессор и Безумец: Рецензия на фильм «Игры разумов»

На ММКФ состоялась премьера драмы о создании Оксфордского словаря с Шоном Пенном и Мелом Гибсоном, которая вот-вот выйдет в прокат. «КиноРепортер» считает, что главная достопримечательность увязшего в судебных исках исторического фильма — густая растительность на лицах актеров.

В 1872 году американский хирург Уильям Майнор (Шон Пенн), живущий в Лондоне, в приступе паранойи стреляет на улице в случайного мужчину. Майнора судят, но объявляют безумцем и помещают в клинику; Элиза (Натали Домер), вдова жертвы, страдает и занимается проституцией, чтобы прокормить шестерых детей. Параллельно талантливый лингвист-самоучка Джеймс Мюррей (Мел Гибсон) берется за составление наиболее полного словаря английского языка, пытаясь продемонстрировать академическому сообществу ценность собственных знаний. Поняв, что своими силами он не справится, Мюррей привлекает к работе над проектом волонтеров — обычных людей, которые будут присылать ему письма с различными словами и содержащими их цитатами из литературных произведений. Одним из таких волонтеров (причем крайне продуктивным) становится и Майнор — и постепенно между Уильямом и Джеймсом завязывается дружба.

«Игры разумов» (оригинальное англоязычное название — «The Professor and the Madman», но отечественные прокатчики, видимо, посчитали, что в нем содержится слишком много спойлеров) — экранизация вышедшей в 1998-м книги «Хирург из Кроуторна: История убийства, безумия и создания Оксфордского словаря»; та, в свою очередь, базировалась на реальных событиях. Гибсон заинтересовался этим текстом еще 20 лет назад, сразу после первой публикации. По слухам, режиссерское кресло вроде как предлагали даже Люку Бессону, но в конечном итоге его занял Фарад Сафиниа, ранее уже сотрудничавший с Гибсоном в качестве сценариста (их совместный проект — историческая драма 2006 года «Апокалипсис»).

Впрочем, примерно через год после начала съемок Гибсон рассорился с другими продюсерами картины (те вроде как не позволили Мелу доснять дополнительные материалы в Оксфорде и взяться за финальный монтаж). Последовали судебные разбирательства, и в результате Сафиниа был вымаран из титров — его имя заменили на псевдоним Пи Би Шемран.

Лента «Игры разумов», кажется, сама не очень точно представляет, чем именно ей хочется быть. Тянется ли она к семейной драме о человеке, одержимом идеей и пренебрегающем близкими? Да, благодаря сценам с участием Мюррея и его супруги Ады (отличная Дженнифер Эль, не имеющая возможности полностью раскрыться из-за куцей роли, прописанной в сценарии). Старается ли лента стать похожей на манипулятивную мелодраму о раскаивающемся убийце? Еще как: герой Пенна не просто проникается симпатией к Элизе, но и влюбляется в нее. Заставляет ли фильм вспомнить интонации «Википедии», когда сценаристы концентрируют внимание на фактах, касающихся непосредственно словаря? Ответ опять утвердительный.

Отдельные фрагменты «Игр разумов» (в первую очередь те, где заняты Гибсон и Эль) удались лучше, другие же получились неубедительными или даже смехотворными. Так или иначе, в цельную картину они складываться отказываются. Гибсон, Пенн и Дормер (Элизе, героине последней, тут уделяется значительно больше внимания, чем Аде Мюррей) — как лебедь, рак и щука: каждый энергично тянет историю в свою сторону, но все вместе они оказываются неспособны донести какую-то конкретную идею до аудитории.

Не выдающаяся, но в чем-то любопытная костюмная драма, основанная на реальной и одновременно невероятной истории. Как часто бывает в подобных случаях, после просмотра складывается ощущение, что этот сюжет заслуживал гораздо более яркой и выразительной экранизации. По крайней мере, «Игры разумов» дают возможность поглазеть на двух оскароносных актеров с впечатляющими бородами.

Ради спасения словаря и друга Джеймс Мюррей наведывается в офис к молодому Уинстону Черчиллю. Все заинтересованные уже видели этого политика в исполнении Гари Олдмана (и даже, возможно, Брендана Глисона или Альберта Финни), теперь же его представляет на экране 34-летний британский актер и фокусник Брендан Патрикс.

  • «7 дней и ночей с Мэрилин»
  • «Вселенная Стивена Хокинга»
  • Другие байопики, в которых историческая точность принесена в жертву избыточному мелодраматизму.

Читайте также

КАННЫ-2019: Рецензия на фильм «Однажды в Трубчевске» Кино
24 мая 2019

КАННЫ-2019: Рецензия на фильм «Однажды в Трубчевске»

Приземленная и простая история о простом русском быте.

Большой. Синий. Твой: Рецензия на фильм «Аладдин» Кино
23 мая 2019

Большой. Синий. Твой: Рецензия на фильм «Аладдин»

Очередной авторемейк студии Disney с одним приятным «но».

Мама, смотри, я летаю!: Рецензия на супергеройский хоррор «Гори, гори ясно» Кино
22 мая 2019

Мама, смотри, я летаю!: Рецензия на супергеройский хоррор «Гори, гори ясно»

Новый фильм от продюсера Джеймса Ганна скучно переосмысливает историю Супермена.

КАННЫ-2019: Рецензия на «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино Кино
22 мая 2019

КАННЫ-2019: Рецензия на «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино

«КиноРепортер» – о главной каннской премьере.