Своей популяризацией в поп-культуре скандинавская мифология обязана прежде всего Marvel. Еще в 1960-е, в серебряный век комиксов, издательство сделало героями Тора и Локи, которые сразу же полюбились читателям. А позже, в 2010-е, бог грома и его сводный брат стали частью знаменитой киновселенной. Однако вместе с тем Marvel лишила персонажей некоторых ключевых характеристик из мифов. В честь выхода второго сезона «Локи» «КиноРепортер» вспомнил, как показывали скандинавских богов в других кино- и телевизионных проектах и чем их экранные версии отличались от оригинальных.
Тор, безусловно, остается одним из самых популярных персонажей скандинавской мифологии. Но, в отличие от Локи и Одина, экранный образ бога грома зачастую слишком романтизирован. Кто такой Тор в кинематографической вселенной Marvel? Недалекий добряк-красавчик, «вылечившийся» от эгоизма и поспешности в принятии решений.
Да, во многих произведениях за Тором сохраняется титул защитника человечества, однако в оригинальных писаниях он был далеко не такой приятной личностью, как принято думать. На самом деле бог грома – упитанный хвастун и выпивоха, вечно ищущий драки. Лишь одно для него важно: чтобы люди считали его достаточно мужественным.
Внешне Тор, как бы иронично и забавно это ни звучало, больше похож на его версию из последней части «Мстителей» – располневшего брюзгу, привыкшего решать вопросы с помощью молота. Мьельнир, кстати, нередко фигурирует в фантастических или приключенческих сюжетах обособленно от своего владельца, поскольку в искусстве он позиционируется как артефакт уровня философского камня и Экскалибура.
За аутентичным изображением Тора лучше обращаться к низкобюджетным и малоизвестным проектам. Например, к датскому сериалу «Рождество в Вальгалле» (2005), рассказывающему о приключениях двух ребятишек, Йонаса и Софи, в мире скандинавских богов. Здесь Тор показан как крепкий, громогласный и достаточно агрессивный мужчина с каноничной густой рыжей бородой и молотом наперевес. Однако проект был направлен на семейную аудиторию, и всей разнузданности сына Одина зрители так и не увидели. Локи и Один также появляются в сериале, но их образы – неоднозначный трикстер и мудрый старец – мало чем отличаются от традиционной репрезентации этих богов в кино и на телевидении.
В аниме-индустрии тоже пытались показать Тора максимально приближенным к оригиналу, насколько это вообще возможно в формате японской анимации, где порой важна не столько форма, сколько содержание. В «Повести о конце света» (2021–…) бог грома предстает как высокий и мускулистый мужчина с длинными рыжими волосами. По сюжету, Тор – лучший боец скандинавского пантеона, получающий радость только от удовлетворения своей кровожадности во время сражений. При этом к людям бог относится равнодушно, а то и вовсе пренебрежительно.
Образ классического бога грома может показаться современному зрителю неоднозначным, скучным и даже устаревшим на фоне персонажа Криса Хемсворта. Поэтому кинематографисты периодически пытаются обновить скандинавские мифы. Так, в 2020 году на Netflix вышел норвежский фэнтези-сериал «Рагнарек» о школьнике Магне, который внезапно обнаруживает у себя сверхъестественные силы. Главный герой оказывается реинкарнацией Тора, но внешне и внутренне протагонист больше похож на своего марвеловского аналога, нежели на оригинальную версию: светлые волосы, голубые глаза и обостренное чувство справедливости.
Возможно, самый необычный и даже уникальный образ сына Одина придумали авторы сериала «Звездные врата: SG-1». В лор проекта органично интегрированы различные мифологии, в том числе скандинавская. Асгардцы как раса играли в научно-фантастическом шоу немаловажную роль, а их ключевым представителем был Тор. Он показан как типичный гуманоидный пришелец, лишенный крепкой физической мощи, однако обладающий чертами лидера, необходимыми для главнокомандующего космофлота. Не такого Тора мы привыкли видеть, но он однозначно получился самым запоминающимся.
Справедливый и мудрый правитель, жесткий, но любящий Всеотец, хранитель могущественных артефактов и знаний. Таким мы запомнили Одина в исполнении Энтони Хопкинса, таким он по большей части и был в мифах. Но с одним важным отличием – в киновселеннной Marvel образ короля Асгарда построен по иудео-христианским мотивам. Бог потерял глаз в битве, а не собственноручно отдал его, чтобы напиться из источника мудрости. Один отправил сына в ссылку на Землю, хотя, согласно писаниям, он сам был путешественником и испытывал симпатию к человечеству. В конце концов, мифы про него во многом строятся на самопожертвовании, а персонаж Хопкинса практически лишен этой черты.
Сценаристы в основном используют Одина для создания классического образа мудрого старца, который охотно (но далеко не всегда) делится с главными героями важными знаниями. Как, например, в вышеупомянутом сериале «Рождество в Вальгалле» или датском мультфильме «Вальгалла» (1986). Один также прекрасно чувствует себя в объединенной вселенной «Удивительных странствий Геракла» и «Зены – королевы воинов». Всеотец пересекался с обоими легендарными персонажами: женщину он сделал одной из своих валькирий, а величайшего героя Греции принял в Асгарде после смерти сына Бальдра.
При этом версии Одина в двух сериалах отличаются друг от друга. Если в «Геракле» он показан как уважаемый правитель, верный своей жене Фригге, то в «Зене» зрители увидели более темпераментного и молодого мужчину, который не прочь где-нибудь уединиться с валькириями. Последний пункт, к слову, идеально описывает оригинальную интерпретацию бога, породнившегося со многими женщинами.
Интересные версии персонажа можно пересчитать по пальцам. Одина-манипулятора удачно показали авторы «Американских богов», в котором повествование строится на конфликте старых и новых божеств. Всеотец в исполнении Иэна МакШейна изображен харизматичным плутом, готовым пойти на все ради своего народа. Это самая приземленная версия бога, которая по степени оригинальности творческой интерпретации с легкостью заткнет за пояс героя Хопкинса. Вдобавок в сериале он представлен как Мистер Уэнсдей – забавная отсылка к тому, что среда у древних германцев была днем Одина.
К реинкарнации персонажей обратились и создатели «Всемогущих Джонсонов». Сюжет новозеландского шоу вращается вокруг семьи, члены которой оказываются земными воплощениями скандинавских богов. При этом надо отдать авторам должное: выбрали они далеко не самых популярных героев. В сериале отсутствуют Тор и Локи, зато есть Бальдр, богиня любви Сьефн и сам Один, представляющий собой 21-летнего парня со сверхсилой, который отправляется на поиски любви своей жизни – Фригги.
Противоречивая натура Локи – магнит для зрителей и сценаристов. Обеим категориям симпатичны неоднозначные персонажи, которые, несмотря на преимущественно отрицательные характеристики, мечутся между добром и злом. Именно по этой причине Marvel-версия Локи настолько пришлась по душе фанатам кинокомиксов. Ну и, конечно, благодаря таланту и харизме Тома Хиддлстона. В мифах Локи описывается как красивый и остроумный повеса, который только и делает, что шокирует асов своими выходками. По большей части бог озорства выступает как комический герой, олицетворяющий собой все самое вредное, что есть в мире.
Киноверсии Локи практически всегда связывают с природой трикстера – хитрость, коварство, игры с искажением реальности. Таким бога увидели поклонники «Сверхъестественного», где персонаж полноценно появился в одном из последних сезонов. Согласно лору, архангел Гавриил спас Локи из заточения, после чего они стали друзьями (спойлер: временно). Герой мог по щелчку пальцев изменить внешность, создать проекции различных людей или превратить грязную комнату в ночлежке в люксовый номер. Влияние Marvel на авторов сериала видно невооруженным глазом, особенно их решение сделать Локи сыном Одина. На самом деле бог озорства не состоял в родстве ни с одноглазым старцем, ни с владельцем Мьельнира.
В сериале «Рождество в Вальгалле» Локи продемонстрирован больше как положительный персонаж. В погоне за драматическим эффектом создатели, конечно, используют его двуличность (в начале приключений героев он ради собственной выгоды с радостью берется им помочь), но ближе к концу истории бог предает злодея и помогает детишкам предотвратить Рагнарек. Таким образом, это лишь подтверждает правило, что трикстерам доверять нельзя.
Немногие вспомнят, что культовая «Маска» (1994) с Джимом Керри напрямую связана со скандинавской мифологией в целом и Локи в частности. В основу фантастической комедии лег одноименный комикс про волшебный артефакт, превращающий носителя в зеленого безумца. Авторы экранизации расширили лор, добавив привязку к мифам: по сюжету, маска главного героя изображает Локи. Именно поэтому альтер эго Стэнли Ипкиса обладает волшебными способностями и нездоровой любовью к озорству. Правда, в фильме также говорится, что скандинавский плут – ночной бог, но это далеко от истины, поскольку время суток никогда его не ограничивало.
В «Сыне Маски» (2003), сиквеле оригинального фильма, авторы углубили связь с мифами, добавив в повествование Одина и самого Локи, роль которого исполнил Алан Камминг. Во второй части раскрывается происхождение артефакта – трикстер, представленный как «бог зла» (на самом деле он таковым не является), создал маску и перенес ее на Землю, чтобы посеять хаос среди людей. По сюжету, Локи любыми средствами хочет заполучить ее, чтобы избежать наказания Всеотца. Эта версия бога озорства наиболее схожа с оригиналом: злобный и харизматичный проказник, сеющий бардак и смуту везде, где бы ни появился. Жаль, что сама картина оказалась достаточно паршивой.
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…