Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Рецензии > Новое прочтение «Дневника Анны Франк»

Новое прочтение «Дневника Анны Франк»

28 марта 2019 /
Новое прочтение «Дневника Анны Франк»
Фото — Валерий Мясников

Спектакль «Дневник Анны Франк», премьера которого прошла на Симоновской сцене Театра имени Вахтангова, стал своего рода посланием из прошлого живущим в настоящем времени, о том, как научиться жить в предлагаемых обстоятельствах, сохраняя при этом человеческое достоинство.

«Дневник Анны Франк», пожалуй, самый знаменитый документ холокоста, переведенный на 67 языков, претерпевший множество изданий, многократно экранизированный. Была даже бродвейская постановка пьесы по этому дневнику, записям еврейской девочки, прятавшейся вместе с родителями от фашистов в оккупированной Голландии. Из сравнительно недавних постановок в России, можно вспомнить спектакль в РАМТ 2000 года с Чулпан Хаматовой в главной роли. Так что любой режиссер, который решится взяться за новое прочтение этого документа, не избежит сравнений. Молодой режиссер Екатерина Симонова, представитель четвертого поколения знаменитой театральной династии, сравнений не испугалась — и поставила свой спектакль, ни на какие предыдущие постановки «Дневника» не похожий. Это своего рода послание нам, живущим в настоящем времени, о том, как научиться жить в предлагаемых обстоятельствах, сохраняя при этом человеческое достоинство.

С этой постановкой, по словам режиссера, связана целая история. Несколько лет назад она нашла в домашних архивах пьесу «Дневник Анны Франк», подаренную ее деду авторами — Френсисом Гудричем и Альбертом Хаккетом. Тогда Екатерина и прияла решение поставить спектакль именно в этом году, подсчитав, что Анне Франк, сгинувшей в концлагере, сегодня исполнилось бы 90 лет. Взяв за основу найденную пьесу, дополнив ее фрагментами дневника Анны Франк, Екатерина самостоятельно сделала сценическую версию, предварительно пересмотрев еще и несколько его экранизаций. И уже тогда знала, кого из артистов пригласит на ту или иную роль. Ее выбор оказался безупречным. В роли Анны Франк, 13-летней девочки, актриса Мария Риваль. Эта хрупкая, изящная девушка и впрямь выглядит как подросток. А у нее, оказывается, уже двое детей. И она призналась, что именно у сыновей, старшему из которых восемь лет, училась роли. Ее героиня — живой, непосредственный, наблюдательный и очень активный подросток с взрывным характером. Только такая девочка и могла решиться записывать все происходящее, несмотря на немыслимые условия существования.

Фото — Валерий Мясников

Полная противоположность Анны — ее сестра Марго (Ася Домская), послушный и абсолютно закрытый персонаж, казалось бы, безропотно покорившийся судьбе. Но, оказывается, это только видимость. Какой пронзительной получилась сцена, когда Марго соорудила себе из занавески свадебное одеяние. Ничто не способно остановить желания — и девочки мечтают о замужестве, о детях, которые у них непременно должны быть. Они еще не знают, что будущего у них просто не будет. Но все это в спектакле будет позже, ближе к финалу.

Действие начинается на чердаке какого-то городского склада в Амстердаме, куда пришли спрятаться от фашистов две еврейские семьи. На одежде у каждого — «звезда Давида». По этим меткам немцы безошибочно могли определить, кто есть кто. Евреев регулярно собирали и увозили в неизвестном направлении —это мы теперь знаем, куда их увозили. Все появляются с небольшими чемоданами, в которых самое необходимое. И первое, что они делают — меняют обувь на толстые шерстяные носки. На первом этаже работают люди, и они не должны слышать ни одного звука сверху. До вечера нельзя даже пользоваться туалетом — и лишь после шести все обитатели этого убежища собираются за общим столом. Там и раскрываются характеры каждого из героев. Зрители могут только догадываться, чем каждый из них занимается днем. Смысл их существования — выжить. Но эту жизнь в изоляции надо еще и наполнить содержанием. У каждого оно будет своим, соответствующим только ему.

Уравновешенным и сдержанным предстает перед зрителями отец Анны, господин Франк (Олег Форостенко). Он был успешным бизнесменом, выражаясь современным языком. Но по сути это интеллигентный, образованный человек. Именно такой образ создан артистом. Видимо, днем он в основном читает, в его чемоданчике явно нашлось место для книг. Мать Анны (актриса Вера Новикова), постоянно озабочена пропитанием всех обитателей, а также воспитанием и образованием дочерей. Она всегда в вязаном жилете, который для нее своего рода защита от внешнего мира. Ее полная противоположность госпожа Ван Даан (Мария Шастина). Судя по тому, что каждый раз она появляется красиво причесанной, регулярно меняя наряды, именно уход за собой дает ей силы держаться на плаву. Для нее явно ценности материального мира превыше всего. Она, как выяснится, отказалась сбежать в Америку лишь потому, что не захотела расстаться со своим домом, с любимыми стульями.

Ее супруг, господин Ван Даан (в этой роли в спектакле — Рубен Симонов), напротив, к ценностям материального мира равнодушен. Он озабочен лишь тем, как получить хотя бы минимум удовольствий — найти сигарет или вкусно поесть. Глядя на этого немолодого мужчину, почему-то вспомнилось забавное выражение: «Еда это секс пожилых людей». Их сын, шестнадцатилетний Питер (Константин Белошапка), при каждом удобном случае сбегает в свою комнату, где вместе с ним обитает кошка, единственное близкое ему существо. В общем, типичный социопат. Но как он преображается, когда к нему проявляет интерес Анна. Эта девочка разбудила его чувства, подросток почувствовал себя кому-то нужным. И вот они вместе с Анной уже выглядят вполне счастливыми, гоняя на велосипеде по этому ограниченному пространству на глазах у изумленных родителей.

Зрители наблюдают за формированием единой, вполне гармоничной субстанции. Но эту гармонию разрушает неожиданное появление еще одного персонажа, рыжеволосого, нервного, напуганного доктора Дуссела (Владислав Демченко). Доктор Дуссел буквально одержим страхом, который стал содержанием его одинокой жизни. А страх самая разрушительная эмоция, которая к тому же невольно передается другим. Владиславу Демченко удалось создать такой отталкивающий образ, что его невольно хочется изгнать. Но он необходим для создания полной картины разнообразных характеров. У кого жизнь наполнена и смыслом и содержанием высочайшего порядка, так это у Мип Гиз (Наталья Масич). Эта голландка, рискуя жизнью, прячет евреев, снабжая их продуктами и новостями. Мотивация ее поступка проста: «Если я спасу этих восемь человек, я помогу миру». В этом она видит свою миссию.

Фото — Валерий Мясников

Каждому из артистов удалось создать уникальный, и к тому же узнаваемый образ: тот похож на соседа, этот на знакомого или приятеля. В итоге сложился тот самый ансамбль, благодаря которому и получается настоящий спектакль. Искренний, пронзительный, буквально «берущий за душу». Одной из главных тем постановки стали взаимоотношения людей, которые вынуждены долгое время находиться в замкнутом пространстве. Наверное, у каждого из зрителей будет свое восприятие спектакля Екатерины Симоновой «Дневник Анны Франк». Но невозможно не отдать должное наполненности постановки глубоким философским смыслом. И в этом чувствуется рука Мастера, Римаса Туминаса, который принял в ней участие как художественный руководитель и в течение двух месяцев вместе с режиссером участвовал в репетициях.

Музыка Фаустаса Латенаса создает именно то настроение, которое соответствует каждой сцене, каждому моменту. Ее тревожно—трагическое звучание в начале вдруг сменится то словно звучащей вдалеке еврейской мелодией, когда беглецы празднуют свой главный праздник ханука, то шлягером той поры. Безупречны сценография и костюмы Владимира Круглова. Именно такие наряды носили женщины 40-х годов прошлого века. Именно такие туфельки надевали они по праздникам. Все в этом спектакле продумано до мелочей. В финале герои сообщат зрителям, что все усилия выжить, уцелеть оказались напрасными. Обитателей убежища найдут, арестуют и отправят в концлагерь. Из восьми человек в живых останется лишь один, отец Анны. Он обнаружит в том самом убежище дневник, который вела его дочь. В 1947 году Отто Франк опубликовал эти записи, знаменитый «Дневник Анны Франк».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: