Кино

Все новое казахское кино в 7 картинах

Новое казахское кино все чаще появляется в российском прокате: в апреле состоялась премьера боевика «Лето 1941 года», а скоро до больших экранов доберется и «Время патриотов». Но не только военные фильмы снимают в Казахстане: сегодня «КиноРепортер» знакомит читателей с самыми яркими национальными картинами последних лет.

«Ночной Бог» (2018)

Адильхан Ержанов – пожалуй, главное имя современного казахского кино. Его дебютный полнометражный фильм «Риэлтор» вышел в 2011 году, и с тех пор Ержанов выпускает по фильму в год. Его картины регулярно попадают в программы европейских кинофестивалей: его «Желтую кошку» (2020) показали в Венеции, «Черный, черный человек» (2019) номинировался на главный приз фестиваля в Сан-Себастьяне, а «Штурм» с Александрой Ревенко в главной роли стал участником основной программы в Роттердаме в 2022 году.

«Ночной Бог» Адильхана Ержанова – весьма специфический слоубернер об отце и дочери, которые путешествуют сквозь вечную ночь: свет в мире совсем исчез, и лишь метеориты порой освещают пространство вокруг. Но тьма – не самое страшное: говорят, что любой, кто встретит Бога Ночи, попрощается с жизнью. В красивой постапокалиптической картине практически ничего не происходит, но именно это «ничто» позволяет понять, что переживают люди, лишенные дома. В конце концов каждый гипнотический кадр, каждая декорация представляет собой метафору этих переживаний – от бетонных полуразрушенных коробок до шаманских видений.

«Тренинг личностного роста» (2018)

Фархат Шарипов – еще одно важное имя в казахском кинематографе. В 2010-м он стартовал с места в карьер полнометражным «Сказом о розовом зайце», который мгновенно заслужил одобрение зрителей и критиков. Снимает, однако, Шарипов нечасто, зато почти каждая его картина – отдельное авторское высказывание. А последний фильм Фархата «Схема» (2022) получил в этом году Гран-при Берлинале в категории «Лучший художественный фильм» в программе «Поколение 14+».

«Тренинг личностного роста» Шарипова получил золотого «Святого Георгия», главный приз 41-го ММКФ. Кроме того, картину показали в программе «Окно в азиатское кино» международного фестиваля в Пусане, где ее тепло встретили критики. Главный герой фильма Канат, кажется, достиг дна: простой банковский служащий, он в 40 лет все еще живет с матерью, а отношения с девушками видит лишь во сне. Может быть, это кризис среднего возраста, а может – кризис целого поколения. Но все меняется, когда в жизнь Каната возвращается старый друг Данияр, который наставляет его на путь неистовый. И тогда моральные терзания главного героя обращаются против него.

«Подсолнух» (2019)

Несмотря на то, что фильм Эли Гильман был завершен еще в 2019 году, до фестивалей он добрался лишь в 2021-м, а в прокат попадет и того позже – в 2022-м, если все пойдет по плану. Среди работ Гильман – одна из новелл в составе мелодрамы «Сердце мое – Астана» (2012), альманаха в духе «Париж, я люблю тебя», и всего две полнометражные работы. В отличие от коллег-соотечественников, на полный метр Эля переключилась, уже выпустив пару сериалов – «25-й километр» (2012–2013) и «Одноклассники» (2012). Ее первый фильм «Молоко Сметана Творог» вышел в 2013-м – это перевоспитательная комедия в духе народных сказок, которую, однако, можно считать лишь тренировочным дебютом.

Второй же фильм Эли Гильман, «Подсолнух», собрал ряд кинопремий и полюбился критикам. По сюжету, подросток Амир все свободное время проводит в играх, таким образом «решая» домашние и школьные проблемы. Но одно дело перезагрузиться в игре, расслабиться и забыть об обидчиках, а другое – жить в виртуальном мире постоянно. В какой-то момент границы реальности Амира стираются, а отцовское ружье начинает напоминать игровое оружие… А взрослые между тем где-то в параллельной реальности решают свои собственные проблемы.

«Томирис» (2019)

Нечастое для современного казахского кино явление – масштабный исторический эпос с огромным бюджетом ($6,5 млн) и хронометражем (2,5 часа). Картина основана на летописях Геродота и рассказывает о царице массагетов (иранский кочевой народ), жившей в 570–520 гг. до н.э. Великая воительница Томарис, или Томирис, славится тем, что одержала победу над Киром II Великим, царем Персии, разгромив его войско в поистине кровавой битве. Этот подвиг, а также история взросления Томирис и стали основой для фильма.

Режиссер картины Акан Сатаев – еще один видный деятель казахской киноиндустрии. Он не только снимает, но и продюсирует фильмы, а также пишет сценарии и даже сам порой появляется на экране. Например, он участвовал в создании «Черного, черного человека» (2019) и «Штурма» (2022) вышеупомянутого Адильхана Ержанова. Начинал, кстати, Сатаев в 2007-м сразу с полного метра: его «Рэкетир» про боксера, выживающего в 1990-е, сразу полюбился зрителям и заслужил высокий рейтинг (КП – 7,5/IMDb – 6,8). С тех пор Сатаев регулярно снимает разножанровое кино, периодически сотрудничая с другими странами: то Мерзликина пригласит в триллер («Заблудившийся», 2009), то в США отправится работать («Хакер», 2014). Кроме того, в 2020-м Акан возглавил крупнейшую киностудию страны «Казахфильм».

«Судьба» (2020)

Фильм-участник основного конкурса 42-го Московского международного кинофестиваля представляет собой триптих, так полюбившийся киноделам в 2021 году. Главный герой, юноша Азат, едет в город, чтобы отыскать своего брата и устроиться на работу вместе с ним. Семейные проблемы надо решать, дома мать осталась одна с младшими братьями-сестрами, и все держится только на Азате. А потому надо скорее обеспечить себе заработок. По пути парень сталкивается с самыми разными приключениями, каждое из которых приводит его к максимально противоположным исходам от смерти до любви. По сути, «Судьба» – это простая и понятная притча о последствиях сделанного выбора, которая все равно позволяет Азату найти добрый путь.

Для Жанны Исабаевой «Судьба» – уже 12-й по счету режиссерский проект. Свой дебютный полнометражный фильм она выпустила в 2007 году: ленту «Карой» показали на «Неделе критики» в Венеции, за него же Исабаева была номинирована на премию Asia Pacific Screen Awards. Фильмы Жанны, как правило, тихие личные драмы. Тем не менее у режиссера есть несколько весьма любопытных работ –  альманах о первом сексуальном опыте «Теряя невинность в Алма-Ате» (2011), история о предсмертной мести подростка «Бопем» (2015) и драма о возвращении блудной дочери «Отвергнутые» (2018).

«Плач великой степи» (2020)

Этот исторический фильм основан на реальных событиях 100-летней давности. В 1920-х и в 1930-х все союзные республики переживали голод, однако южные народы пострадали больше прочих – в Казахстане за 10–15 лет от голода и репрессий погибло более 50% населения (некоторые источники сообщают, что погибло свыше 70% коренного населения). Эта картина в первую очередь посвящена жертвам голодомора в Казахстане, но также она напоминает о кровавом периоде в истории СССР.

Режиссер Марина Кунарова, взявшись за эту болезненную тему, помещает в центр повествования Турара, охотника на орлов. В период, когда люди слепы от отчаяния и буквально готовы есть друг друга, он старается сохранить рассудок и спасти свою семью. Но пока в одном ауле люди замерзают от холода и голода, в другом большевики вешают людей семьями по подозрению в убийстве одного из командиров, а на оставшихся в живых нападают волки. И даже там находится место предательству и человеческой подлости. Но если от пары волков Турара защитит верный орел, то от бесконечной зимы и мучительной смерти его народ спасти некому.

«Счастье» (2021)

В нашей подборке нет комедий, хотя в Казахстане их выпускают едва ли не чаще, чем драмы и триллеры. Яркий пример – «Моя большая казахская семья» (2021) о семейных неурядицах, с юмором, страстями и национальным колоритом. Но именно социальная драма занимает центральное место в современном казахском кинематографе: собственно «Счастье» показали в программе «Панорама» Берлинале в 2022 году.

Название фильма идет вразрез с содержанием: картина посвящена проблеме домашнего насилия, которая практически не решается в современном Казахстане. В центре сюжета – несчастливая семья: муж, жена, взрослая дочь и нелюбовь вместе с ними. Главная героиня, каждое утро покрывая огромные синяки слоем тонального крема, отправляется на презентацию косметики и внушает другим женщинам, что счастье возможно. 

Удивительно, что снял фильм Аскар Узабаев, в чьей фильмографии преобладают ромкомы – от дебютного «Коктейля для звезды» (2010) до «5 причин не влюбиться в казаха» (2017). Заручившись поддержкой продюсера Баян Максаткызы, которая и сама еле выжила после нападения мужа, Узабаев снял максимально правдивый и жестокий фильм. Настолько, что его пока так и не выпустили в широкий прокат в родном Казахстане.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

13 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

15 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

17 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

19 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

22 часа назад