Что не так с долгожданным возвращением культового мультсериала.
Об этом не принято говорить вслух, но кто-то все-таки должен неприятную правду озвучить: «Футурама» вернулась зря. При всем уважении. И дело даже не в том, что она стала хуже. Хотя она стала хуже. Дело в том, что время «Футурамы» давно ушло, и его уже никак не догнать и не вернуть. Как бы создатели сериала – те же самые Мэтт Грейнинг и все остальные люди, чьи имена в титрах вызывают теплое чувство ностальгии, – ни прорабатывали старательно актуальные темы.
Собственно, тщетное стремление во что бы то ни стало ухватить цайтгайст за хвост и обязательно выдать что-нибудь на злобу дня и убивает на корню все хорошее, что есть в новых эпизодах «Футурамы». Которые по-прежнему радуют, когда дарят нам то, за что мы этот мультик и полюбили, – абсурдный юмор, разбавленный шутками для фанатов точных наук, фантастические приключения, выходки токсичного Бендера и хаотичную разножанровую чехарду. Но совершенно удручают, когда принимаются сатирически изобличать что попало. Поскольку получается всегда скучно, пошло и вторично.
Примерно так же было с другим относительно недавним большим проектом Грейнинга – «Разочарованием», стартовавшим весьма бодро, как фэнтези-версия той же «Футурамы». Но уже во второй части первого сезона все скатилось в пресловутую повестку и, как следствие, в абсолютное уныние. Что, конечно, все равно не помешало «Разочарованию» продержаться три сезона (или даже пять – смотря как считать), чем дальше, тем сильнее разочаровывая.
Что же конкретно не так с сатирой «Футурамы»? Ну, например, там есть эпизод про умную колонку, которая, не поверите, внезапно становится злой. Вот тебе на! Никогда такого не было. Люся, слыхала? Злая умная колонка. Ничего себе. Но подождите, это еще не все. В том же эпизоде Грейнинг со товарищи мощно проходятся по корпорации Amazon и ее политике. По тому, как означенная гадкая корпорация сотрудников нещадно эксплуатирует, вытесняет малый бизнес и бесконтрольную экспансию во все стороны осуществляет. С грустным выводом в конце: все мы, мол, находимся нынче во власти страшной корпорации Amazon.
Вернее, называется она Momazon, и логотип у нее другой немножко. Но все ж мы всё прекрасно понимаем. В том числе мы понимаем, что корпорация Amazon приходится ближайшим конкурентом другой корпорации, на чьем стриминге и выходит, по невероятному совпадению, «Футурама». Так, в общем, и работает сатира в мире, где правят могучие транснациональные коммерческие организации. Давно пора бы привыкнуть, но каждый раз почему-то расстраивает.
А еще в новой «Футураме» есть эпизод, посвященный пандемии. Да-да, уморительные хохмы про вакцины с чипами 5G, удаленку, зум-созвоны, медицинские маски, ПЦР-тесты и принудительную самоизоляцию снова в моде. И эпизод с закосом под «Черное зеркало», где, чтобы вы ничего такого не подумали, предварительно высмеивается «Черное зеркало». Он, эпизод этот, сезон открывающий, вообще весь такой из себя метаироничный. Про нынешнее состояние индустрии производства сериалов и про то, как надоели бесконечные перезапуски. Что особенно метаиронично, завершается в итоге все резонерским монологом Фрая с тем посылом, что у нас-то, дескать, нормальный перезапуск, не как у всех. Ну да, ну да.
Безусловно, какая-то часть поклонников «Футурамы», самые беззаветно преданные, будет удовлетворена. Или заставит себя поверить в то, что удовлетворена. Но, объективно говоря, у Мэтта Грейнинга и его соавторов налицо творческая импотенция, что выражается не только в вышеприведенных примерах беззубой сатиры, но и в сюжетах вида «А помните, как Эми и Киф поженились? Вот вам продолжение той истории». Или: «А помните, как профессор Фарнсворт на машине времени туда-сюда мотался? Вот вам опять профессор Фарнсворт, мотающийся на машине времени». Или: «А помните Зубастика? Вот вам пародия на «Дюну» в его туалетном лотке».
Ладно, последнее, допустим, действительно немного забавно. Но это всего лишь редкое исключение из общей тенденции, которая заставляет констатировать: некогда смело и уверенно прозревавшая будущее «Футурама» ныне эту способность утратила. И либо копается в собственном прошлом, либо безуспешно пытается разобраться в настоящем. Что было бы совсем печально, когда б не было у нас никаких альтернатив. К счастью, альтернатив хватает: те же «Рик и Морти» скоро должны зайти на седьмой сезон. Причем в том как раз заслуга «Футурамы», прорубившей анимационной фантастике для взрослых дорогу на экраны. И за это мы век ей будем благодарны.
Комментарии