Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Бернардо Бертолуччи – режиссер «Последнего танго в Париже», «Конформиста» и «Мечтателей» родился 16 марта 1941 года в итальянской Парме. О том, что Бертолуччи получил два «Оскара» (режиссерский и сценарный за фильм «Последний император»), снял скандальную эротическую сцену в «Последнем танго в Париже» с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер и не менее скандальную в «Мечтателях», знают все. Мы собрали еще восемь любопытных фактов о том, как снимал и чем жил один из важнейших режиссеров ХХ века.
У Бертолуччи не было профильного режиссерского образования (как, впрочем, у многих европейских кинематографистов, начавших снимать в 1950-е). Более того, кино помешало ему получить университетский диплом: после школы Бертолуччи изучал литературу в университете Сапиенца в Риме и планировал стать поэтом, как и отец. Но в 1961 году он бросил учебу, чтобы заниматься только кино. Бертолуччи работал ассистентом у еще одного великого итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини, на съемочной площадке которого он получил необходимый опыт. С Пазолини он связан и тем, что свой дебютный фильм «Костлявая кума» снял по его сценарию. В 1962 году, когда вышла «Кума», Бертолуччи был 21 год.
Бертолуччи известен прежде всего как автор эротических драм и масштабных исторических картин. Но он имел отношение к еще одному важному явлению итальянской культуры – спагетти-вестернам. Бертолуччи был одним из авторов сценария «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне (1968). Кстати, кроме него, Леоне и Серджио Донати над сценарием фильма работал создатель «Суспирии» Дарио Ардженто.
Бертолуччи несколько раз обращался к литературным источникам: «Конформист» снят по одноименному роману Альберто Моравиа, «Под покровом небес» – по книге Пола Боулза, «Я и ты» – Никколо Амманити. В основе фильма «Последний император» – автобиография китайского императора Пу И. Но первым Бертолуччи экранизировал Федора Достоевского. Его фильм «Партнер» (1968) – переработка повести «Двойник».
«Конформист» (1970) – один из самых известных фильмов Бертолуччи, который принес ему признание. Картину о докторе Марчелло Клеричи, который по заданию фашистских властей приехал в Париж, чтобы подготовить убийство профессора-антифашиста, показывали и в СССР (за год до премьеры Бертолуччи вступил в итальянскую компартию). Но в Советском Союзе фильм шел с большими купюрами: сокращенным более чем на полчаса (под нож пошли прежде всего эротические сцены), перемонтированным в хронологическом порядке и черно-белым.
Эротическую драму «Последнее танго в Париже», свой самый известный, хотя и скандальной славой, фильм Бертолуччи снял, когда ему было всего 30 лет. Для сравнения: Марлон Брандо, сыгравший главную роль, был намного старше режиссера – на момент выхода картины ему было 48. В основе фильма – эротическая фантазия Бертолуччи о сексе с прекрасной незнакомкой, встреченной на улице, о которой он не знает ничего, даже ее имени. Так и происходит в начале фильма в сцене с маслом, из-за которой исполнительница роли Жанны Мария Шнайдер обвинила Бертолуччи в психологическом насилии, а Брандо больше 10 лет с ним не разговаривал.
После провала фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) в Италии режиссер переезжает в Англию и обращается к иностранному материалу. Договорившись с китайскими властями, в середине 1980-х он приступает к съемкам фильма о последнем китайском императоре Пу И. Бертолуччи предоставили полную свободу во время работы над картиной. Он снимал в Запретном городе, куда раньше не пускали западных кинематографистов, а к массовым сценам привлекали китайскую армию. «Последний император» вышел в 1987 году и стал самой успешной картиной Бертолуччи на Западе. Он получил 9 номинаций на «Оскара» и победил во всех категориях, где был представлен: лучший фильм, режиссура, сценарий, операторская работа, музыка, монтаж, звук, дизайн костюмов, работа художника-постановщика и декоратора. Два «Оскара» – за режиссуру и сценарий – вручили самому Бертолуччи. И до сих пор «Последний император» – один из рекордсменов по количеству наград Американской киноакадемии.
В 1993 году вышел фильм «Маленький Будда», в котором Бертолуччи продолжает свое изучение Востока (буддизмом интересовался и сам режиссер). Фильм рассказывает о реинкарнации тибетского ламы Дорже и детстве будущего далай-ламы. На премьере фильма в Париже в 1993 году присутствовали кинозвезды, знаменитости и сам далай-лама.
Фильмы Бертолуччи с конца 1960-х регулярно участвовали в Берлинском, Каннском и Венецианском кинофестивалях, но больших наград там не получали. Только «Конформиста» отметили в Берлине специальной наградой журналистов, одной из самых незначительных. Признание пришло к режиссеру позже: в 2007 году ему вручили почетного «Золотого льва», в 2011-м – «Золотую пальмовую ветвь» за вклад в киноискусство. Кроме двух «Оскаров», о которых мы писали выше, Бертолуччи получил премии «Сезар», BAFTA и «Золотой глобус» – все за «Последнего императора».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…