В день открытия Московского международного кинофестиваля его президент провел традиционный брифинг для прессы.
Сегодня, 20 апреля, начинает свою работу 45-й ММКФ. Торжественная церемония открытия состоится вечером. А чуть раньше президент смотра Никита Сергеевич Михалков встретился с журналистами в рамках традиционного брифинга и рассказал о том, чего стоит ожидать от главного отечественного фестиваля.
В 2023 году на смотре покажут 202 фильма из 64 государств. Страны Евросоюза при этом поучаствовали в создании 61 ленты. 11 картин представлено в основном конкурсе. Подробнее о самых любопытных программах ММКФ мы рассказали в отдельном материале, а также выделили те работы, которые, на наш взгляд, нельзя пропустить. Михалков отметил, что на фестиваль в 2023 году приехали 128 человек из 35 стран – участники, гости и пресса. В 2022-м, для сравнения, собрались 115 человек. Так что смотр не только не снижает планку, но, наоборот, продолжает расти, развиваться и расширять горизонты.
Это расширение связано и с немалым количеством внеконкурсных секций – на некоторых из них Никита Сергеевич специально сделал акцент: по его мнению, во многом именно параллельные программы определяют качество фестиваля. Поскольку они помогают понять, что происходило в кинематографе раньше и чем он живет сейчас. Взять хотя бы программу «Первая серия», где будут представлены отдельные эпизоды грядущих многосерийных проектов: сериалы ныне позволяют добиться куда более романной формы повествования, чем полнометражное кино, поэтому, считает Михалков, на эту секцию следует обратить пристальное внимание.
Как и на «Трудный возраст», где переплетаются проблемы молодых и пожилых людей. Или «Блокбастеры народов мира». Принципиальная задача национального кино, убежден Никита Сергеевич, – в том, чтобы оно оставалось востребованным в тех странах, где производится. И картины из Индии, Нигерии, Сингапура, Китая оказались популярны прежде всего у себя на родине, опередив в местном прокате блокбастеры Голливуда. Теперь у подобных фильмов есть шанс завоевать сердца и российской публики.
«Фестиваль должен жить и развиваться, – говорит Михалков. – Мы должны быть благодарны тем, кто к нам приезжает. А они должны быть благодарны нам за то, что мы держимся своей стороны. Любовь к кинематографу выше тех претензий, что могут быть кем-то выдвинуты».
На брифинге не обошлось и без рассуждений Никиты Сергеевича об условиях, в которых сейчас существует Россия в целом и наше кино в частности. На его взгляд, введенные против нас санкции помогли отчетливо понять, кто есть кто:
«Любые кризисы открывают новые возможности. Это не только потери, но и приобретения».
Постепенно умение попадать в тренды вытеснило истинное мастерство: поэтому, по мнению Михалкова, советский шедевр «Летят журавли» ни за что бы не получил сегодня «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Как бы то ни было, нужно прежде всего развивать свое, а не пытаться кого-то догнать, быть на кого-то похожим. Сам Никита Сергеевич еще в 2018 году собирался снимать фильм «Шоколадный револьвер», но к съемкам так и не приступил, поскольку значительная часть событий происходила в США. А герой картины для достижения определенной цели должен был завоевать «Оскара».
Зато у режиссера уже имеется другая идея для реализации, подробностями которой, правда, он пока не готов делиться. Оптимизм ему в любом случае не изменяет: «Когда смотришь плохое кино, хочется снимать кино свое. Когда смотришь хорошее – еще больше хочется свое снимать!» Кстати, о хорошем кино – Михалков считает, что редкий в наше время трезвый взгляд на происходящее вокруг предлагают драмы Рубена Эстлунда «Квадрат» (2017) и «Треугольник печали» (2022).
Но то – авторский кинематограф. А вообще Никита Сергеевич особо отметил важность кинематографа зрительского: ведь в конечном счете успешность той или иной ленты измеряется тем, как ее принимает публика. Поэтому, например, нельзя отрицать, что недавний блокбастер «Чебурашка» оказался на редкость успешным. Или «Холоп», его предшественник в борьбе за звание самого кассового российского фильма:
«Простому человеку очень нравится, когда порют мажора, хама, считающего себя элитой, – вспоминает Михалков похождения зазнавшегося Гришки в исполнении Милоша Биковича. – Народ получает от этого удовольствие. Хорошо это или плохо – другой разговор».
В завершение брифинга Никита Сергеевич в очередной раз поделился своими соображениями касательно премии Евразийской киноакадемии, которую он предложил учредить как альтернативу «Оскару». Претендовать на эту награду смогут фильмы, снятые в Индии, Китае, Иране, Южной Корее и других странах региона. Режиссеры-участники получат шанс побороться за солидный денежный приз, но куда важнее – возможность отстаивать истинные, традиционные, общечеловеческие ценности, которые на том же «Оскаре» размылись до неузнаваемости. Михалков подчеркивает, что это – не идеологическая премия, однако именно сейчас ее создание может стать важным и правильным решением.
Комментарии