Кино

Филиппинское кино: О чем снимают на островах

Азиатский кинематограф сам по себе очень особенный, а уж если забраться на совсем далекие от нас острова – скажем, в Индонезию или на Филиппины, то и вовсе обнаружится нечто удивительное и совершенно новое для неискушенного зрителя. Филиппинское кино зачастую походит на отдельный синефильский экспириенс, а потому путеводитель новичку просто необходим. Сегодня мы рассказываем про самые яркие филиппинские фильмы последних лет.

«Дробь» (2016)

Главная героиня истории – Майя, живущая с отцом Диего на уединенном отрезке земли рядом с кладбищем. Родитель учит девочку самостоятельности и стрельбе. Но учеба не идет впрок, потому что старательная Майя убивает в заповедном лесу филиппинского орла, национальный символ, оказавшийся на грани вымирания. Дело оказывается настолько важным, что полиция бросает расследование исчезновение целого автобуса людей и отправляется в заповедник. Диего готов на все, чтобы уберечь дочь от страшной участи. Но с момента, когда полиция берет ее след, Майя вынуждена принимать решения самостоятельно…

Режиссер с очень русским именем Михаил Ред действительно хорош в триллерах, хотя его «Жуть» (2018) с классическим сюжетом про призраков хвалят не за новизну, а за исполнение. Мрачная атмосфера, саспенс, выстроенный на переживаниях центральных персонажей, хорошая операторская работа – все это срослось в цельный качественный хоррор. А «Мертвые детки» (2019) Реда – триллер о выплеске подростковой агрессии, – и визуалом ярким выделяется, и кастом органичным. Кроме того, картина создавалась при активном участии Netflix, а этот стриминг – лучшая платформа для популяризации локального кинематографа, к какому бы региону он ни относился.

Тем не менее, последовавший после дебютного «Рекордера» (2013) триллер «Дробь» (2016) выглядит гораздо любопытнее – как минимум, с точки зрения сеттинга. Атмосфера триллера в паре с этническим колоритом творит настоящую магию. Если главная героиня – девочка с ружьем, ее главная цель – скрыться от полиции, а место действия –  бескрайний тропический лес, то у других проектов просто нет шансов. 

«Аврора» (2018)

Уж что-то, а хорроры в Азии снимать умеют – жуткие, необычные, кровавые, со вкусом. Чаще, конечно, попадаются интерпретации классической истории «девушка – призрак – расследование» (как та же «Жуть» Реда). Но тем интереснее обнаружить какой-нибудь нетипичный сюжет на всеми любимую призрачную тему. «Аврора» – как раз один из таких. Действие происходит на острове, к берегу которого прибило потерпевший крушение лайнер, а тела погибших при этом продолжают дрейфовать в море.

Главная героиня живет со своей сестрой в домике прямо у самой воды. Так что когда случается катастрофа, полиция предлагает ей деньги – по 50 тысяч за каждое найденное тело. В целом, неплохо, вот только младшенькая видит мертвых, и всякий раз, когда случается неприятная встреча, происходит нечто ужасное. Предугадать, что именно, невозможно, как и отказаться от сверхъестественного «дара». 

Сюжет картины вдохновлен реальными событиями: в 1987 году пассажирский лайнер Донья Пас столкнулось с нефтяным танкером, в результате чего произошел взрыв, затем пожар – и оба судна пошли ко дну, пока единицы выживших выбирались на чемоданах из кишащего акулами пролива Таблас. Погибло 4385 людей, выжило – 26. Как и показанный на прошлогоднем ММКФ «Чрево моря» (2020), «Аврора» исследует трагедию изнутри, с точки зрения пострадавших, однако использует иные художественные средства. И если в «Чреве» трагедия рассказана двумя выжившими, буквально застрявшими в чистилище своей вины, «Аврора» вовлекает людей извне, с суши, которым повезло не оказаться на борту. Вместе со зрителем героини проходят через ад, который ночь за ночью проживают призраки – и это совсем не похоже на классическую хоррор-схему.

«Прекращение» (2019)

Лав Диас – современный классик, без него филиппинское кино представить нельзя. Диас снимает трех-, а то и четырехчасовые медитативные драмы, у которых даже есть свой маленький пул преданных почитателей. Порой даже жаль, что любовь к длинным авторским фильмам – дело привычки или глубокой синефилии. Потому что этот режиссер в некотором роде – историограф, который фиксирует жизнь современных Филиппин, бесконечные дожди, нищету, несправедливость, словом, распад со всем его безысходным размахом. Правда, снимает Диас намеренно без каких-либо художественных дополнений и уже давно бросил цветное кино.

Среди его последних подвигов – 4,5-часовое путешествие в покрытые мраком Филиппины постапокалиптических 2030-х. Стартовать с «Прекращения» – довольно жестокий способ знакомства, для отчаянных. Было бы проще начать с драмы «Женщина, которая ушла» (2016), потому что именно с темой мести, которая там играет важную роль, на международные экраны ворвался (да так и не сошел) Пак Чхан Ук. А «Прекращение» – даже для Лава Диаса особенный фильм: черно-белая фантастика с полным погружением. Это настоящий экспириенс, который нельзя упускать.

После сильнейшего извержения вулкана страна уже третий год погружена во тьму. Власть сосредоточилась в руках революционеров, президент общается с мертвыми, эпидемия истребляет людей быстрее, чем отсутствие солнца, миллионы погибли… Но также миллионы остались в живых, и это их большая беда: история повторяется из раза в раз, еда стоит дороже жизни, существование бессмысленно, а неадекватная политика стала нормой. Словом, как и любой фантастический фильм о будущем, «Прекращение» иллюстрирует настоящее. С размахом, по-черному, мучительно долго и дискомфортно. Но и в этом декадансе есть своя красота, увы.

«Водка, пиво и сожаления» (2020)

Фильм с названием, понятным каждому русскому человеку, на самом деле – драма про настоящую любовь. Но с особенностями. Здесь есть и секс-скандал, и проблемы с алкоголем, и тема самоопределения. Но также это и весьма полезная рефлексия на тему адекватных отношений и неадекватных решений – которые главная героиня горазда принимать в любой непонятной ситуации.

Джейн была популярной актрисой в детстве и подростковом возрасте, но когда наступил поворотный момент, она не справилась. «Помог» этому скандал с другим популярным актером, который яростно освещал каждый первый таблоид. Разогнав в бутылке тоску, а заодно потенциальные роли, да и все окружение, Джейн теперь одиноко просиживает платье в баре. Где ее и обнаруживает подарок судьбы в виде терпеливого Фрэнсиса, который поможет пережить не только паршивую ночь, но и начать все с начала – и начать хорошо. Вот только готова ли к этому Джейн и может ли самый прекрасный человек извне решить ее проблемы – большой вопрос. Картина «Водка, пиво и сожаления» как раз об этом.

На самом деле, в этой категории мог оказаться и один из проектов Мэй Крус: на ее счету уже пара десятков мелодрам и ромкомов. Однако с 2015 года (тогда вышла лента «Ты безумно красива») у Мэй ничего интересного не было. Зато ее коллега Айрин Вильямор, которая и душевное философское фэнтези снимать умеет («Дождь», 2019), и необычные любовные истории – да так, что и критикам, и зрителям по душе приходится. Так, ее дорама «Сид и Ая: Не любовная история», которая рассказывает историю одной бессонницы, стала одним из самых кассовых фильмов 2018 года.

«Если будет хорошая погода» (2021)

Фильмы о выживании – явление для филиппинского кино редкое, но важное и нужное. Тем более если обитаешь на островах посреди океана, и шторм – обязательное обстоятельство для летнего сезона. Дебют Карло Франсиско Манатада, который он привез в 2021 году в Локарно, оказался не просто фильмом-катастрофой о том, что такое тайфун для простого маленького человечка. Это яркое и захватывающее зрелище с… сюрреализмом и сатирой. Сложно представить, пока не увидишь собственными глазами.

Действие картины разворачивается на фоне событий 2013 года – тогда на Филиппины обрушился Хайян, мощнейший тайфун за всю историю метеонаблюдений. Но не разрушительная природа попала в объектив Манатады: он запечатлел чистейший людской ужас, хаос, неразбериху, панику, безумие и – человечность. Но при этом сформировал в своем повествовании сюрреалистический флер, который одаривает персонажей и зрителей концовкой сродни хэппи-энду.

Главные герои – парень Мигель, его девушка Андреа и мать Норма, – переживают трагедию по-разному. И когда один тайфун уже сошел, а предвестие следующего еще не достигло сводок метеорологов, каждый идет своим путем, который вот-вот может оборваться. Норма отправляется на поиски мужа, попутно сталкиваясь с комичными ситуациями. А Мигель и Андреа сразу направляются через руины и горы трупов к докам, где и договорились воссоединиться с семьей позже.

Диалогов мало, но их достаточно и для того, чтобы раскрыть персонажей, и для того, чтобы наладить зрительскую эмпатию. Кроме того, режиссер, сосредотачиваясь на трех людях, периодически расширяет градус съемки, указывая, что в катастрофе люди показывают истинное лицо. Фанатики наживаются на ложной вере, осиротевшие дети превращаются в предприимчивых дельцов, а медики и военные из последних сил пытаются удержать границу между жизнью и смертью, которая на какое-то время и вовсе стирается… Да, зрелище тяжелое, но благодаря аккуратной детализации – жизненное, честное и весьма гуманистическое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

5 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

6 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

10 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

1 день назад