Вчера стали известны номинанты на главную премию в мире кино. Обошлось без сюрпризов: основные участники битвы — «Джокер» Тодда Филлипса, «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино, «1917» Сэма Мендеса, «Ирландец» Мартина Скорсезе и корейские «Паразиты» Пон Джун Хо. Рассказываем о главных тенденциях «Оскара-2020» и тех лентах, которые премия проигнорировала.
Красно-синий стриминг-сервис продолжает завоевывать киноиндустрию. В этом году Netflix заработал 23 номинации: десять из них принесла криминальная драма Мартина Скорсезе «Ирландец», шесть — мелодрама Ноа Баумбака о разводе «Брачная история» и три — биографическая драма Фернанду Мейреллиша о католических понтификах «Два папы». В 2019-м компания впервые добилась серьезного успеха на «Оскаре» с драмой Альфонса Куарона «Рома», которая, как и «Ирландец», получила десять номинаций и взяла награды за режиссуру и лучший фильм на иностранном языке. В этом году на звание лучшего фильма претендуют сразу два проекта Netflix: «Ирландец» и «Брачная история».
Живой классик Скорсезе, который уже получал «Оскар» за «Отступников» в 2006 году, вполне может победить, а вот у «Брачной истории» шансов куда меньше: ее автор Ноа Баумбак остался без номинации за режиссуру, что снижает его шансы на победу в главной категории.
Помимо этого, номинации получили документальные фильмы стримера «Американская фабрика» (о китайском заводе в штате Огайо), «На краю демократии» (о политической ситуации в Бразилии) и «Жизнь захватывает меня» (короткий метр о беженцах в Швеции). Также Netflix впервые потягается c Pixar и Disney в категории «Лучший анимационный фильм» с рождественским мультфильмом «Клаус» из Испании и французским фэнтези «Я потерял свое тело» (его производством стример не занимался, но показывает в некоторых странах, в том числе и России). При этом благодаря Netflix в списке номинантов не осталось места для диснеевского «Холодного сердца 2»!
Скандальный и провокационный «Джокер», ставший первой экранизацией супергеройских комиксов, победившей на фестивале категории «А» (в сентябре фильм взял «Золотого льва» в Венеции) продолжает устанавливать рекорды. Это не первая экранизация комиксов, получившая номинацию за лучший фильм: в прошлом году его опередила «Черная Пантера». Это не первый кино из вселенной DC, удостоившийся внимания членов Академии: «Супермен» (1978) Ричарда Доннера получил статуэтку за визуальные эффекты, «Бэтмен» (1989) Тима Бертона — за работу художника-постановщика, а «Отряд самоубийц» — за грим и прически. Хоакин Феникс — даже не первый актер, получивший номинацию за роль Джокера: в 2008-м Хит Леджер посмертно получил «Оскар» за роль главного противника Бэтмена в «Темном рыцаре».
Однако психологическая драма Тодда Филлипса претендует на рекордные 11 номинаций — это на три больше, чем было у криминального эпика Кристофера Нолана. К тому же, «Темный рыцарь» в основном мог похвастаться «техническими» номинациями, в отличие от «Джокера», который может получить награды за режиссуру, сценарий, музыку и, самое главное, лучший фильм. Единственная номинация блокбастера Marvel «Мстители: Финал» за визуальные эффекты смотрится на этом фоне несерьезно.
Судя по всему, Академия кинематографических искусств и наук по-прежнему считает, что режиссура — дело мужское. Среди фильмов, претендующих на звание лучшего, лишь один снят женщиной. Это экранизация классического романа Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины». Грета Гервиг получила номинацию за лучший адаптированный сценарий, но не за режиссуру. Забавно, что «Маленькие женщины» получили примерно те же номинации, что и «Брачная история», которую снял Ноа Баумбак, партнер Гервиг и отец ее сына: у обеих картин по шесть номинаций.
За всю историю «Оскаров» только пять кинематографистов номинировались за режиссуру: Лина Вертмюллер («Паскуалино «Семь красоток»), Джейн Кэмпион («Пианино»), София Коппола («Трудности перевода»), Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури») и Грета Гервиг (за дебютную «Леди Берд»). Лишь для Бигелоу номинация обернулась победой. Кстати, 91-летняя итальянка Вертмюллер получила в октябре почетный «Оскар» за вклад в кинематограф.
Среди фильмов, снятых женщинами и получивших различные (но не главные!) номинации — «Прекрасный день по соседству» Мариэль Хеллер (лучший актер второго плана), «Страна меда» македонцев Тамары Котевски и Любомира Стефанова (лучший международный фильм, лучший документальный фильм) и «Гарриет» Кейси Леммонс (лучшая женская роль и лучшая песня). При этом «Прощание» Лулу Ванг, «Портрет девушки в огне» Селин Сьяммы и «Стриптизерши» Лорин Скафария полностью проигнорированы.
«Паразиты» Пон Джун Хо, претендующие на статуэтки в целых шести категориях, — настоящий прорыв для Южной Кореи (расстраивает лишь игнорирование Сон Кан Хо, одного из главных современных южнокорейских актеров). Это первая картина из этой страны в истории, получившая номинацию на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (теперь эта категория переименована в «Лучший международный фильм»). Более того, это лишь 12 лента в истории, снятая не на английском языке, которая претендует на награду за лучший фильм. Предшественники «Паразитов» никогда не выигрывали главный «Оскар», и у «Паразитов», которые уже победили на Каннском фестивале, есть высокие шансы обойти Тарантино и Скорсезе. Впрочем, в прошлом году в похожей ситуации оказалась мексиканская лента «Рома», которой достался лишь приз за лучший фильм на иностранном языке. Хочется надеяться, в этом году Киноакадемия все-таки совершит историческое награждение, которое привлечет массовое внимание к одной из самых изобретательных кинематографий в мире.
Фильмы ужасов: Хотя многие кинокритики называют 2010-е лучшим десятилетиям для хорроров, ни «Солнцестояние», ни «Мы» не получили номинаций несмотря на блестящие актерские работы актрис Флоренс Пью и Лупиты Нионго. Лишь одна номинация у черного-белого «Маяка» с прекрасным дуэтом Роберта Паттинсона и Уиллема Дефо — за операторскую работу.
Роберт Де Ниро: Несмотря на десять номинаций у драмы Скорсезе, работу ее главной звезды не отметили. Зато вниманием не обошли Аль Пачино и Джо Пеши — им придется сразиться друг с другом, а также Томом Хэнксом, Энтони Хопкинсом и Брэдом Питтом в категории «Лучшая мужская роль второго плана».
Фильмы студии A24: Хотя в 2017 «Лунный свет» вырвал главный «Оскар» из рук «Ла-Ла Ленда», в этом году нью-йоркской независимой компании не повезло. Ее блестящие (об этом говорят множество наград) «Сувенир», «Последний черный в Сан-Франциско», «Солнцестояние», «Волны», «Прощание» и «Неограненные драгоценности» остались без номинаций. Видно, Адаму Сэндлеру в отместку все же придется снять «максимально отвратительный фильм». Впрочем, как уже отмечалось выше, их «Маяк» все-таки отметили за операторскую работу, звезду «Солнцестояния» Флоренс Пью номинировали за «Маленьких женщин», а Аквафине достался «Золотой глобус» за «Прощание».
«К звездам»: Несмотря на любовь академиков к студийным драмам о космосе (см. «Гравитация», «Марсианин», «Интерстеллар») фильм Джеймса Грэя с Брэдом Питтом, участвовавший в конкурсе Венецианского фестиваля, остался без внимания (если не считать одинокую номинацию за звук). У актера не получилось проделать тот же трюк, что и Скарлетт Йоханссон, которая получила сразу две номинации за женскую роль («Брачная история») и женскую роль второго плана («Кролик Джоджо»). Актеру придется довольствоваться лишь номинацией за «каскадерскую» роль у Тарантино в «Однажды… в Голливуде»).
Российское кино: Увы, ни поствоенной драме Кантемира Балагова «Дылда», ни короткометражному мультфильму Константина Бронзита «Он не может жить без космоса», ни документальной ленте Виктора Косаковского «Акварель» не удалось пройти дальше шорт-листов. Впрочем, анимационный короткий метр «Дочь» россиянки Дарьи Кащеевой, все же попал в номинации, но будет представлять Чехию.
«Меня зовут Долемайт»: Если нетфликсовским драмам повезло, то ее главной комедии не очень. Бойкий байопик звезды жанра блэксплотейшн Руди Рэя Мура подарил Эдди Мерфи одну из лучших ролей в карьере, но, вероятно, оказался слишком несерьезным для академиков.
«Рокетмен»: Байопик Элтона Джона не достиг рекордов «Богемской рапсодии» ни в прокате, ни на «Оскаре». К сожалению, Тэрон Эджертон, укравший в этом году у ДиКаприо «Золотой глобус», остался не у дел. Спасибо, что хотя бы жизнеутверждающую песенку (I’m Gonna) Love Me Again отметили!
Афроамериканцы: Доставайте #OscarsSoWhite. За исключением актрисы Синтиа Эриво, получившей шанс на «Оскар» за драму о рабстве «Гарриет» среди номинантов нет черных кинематографистов. Более того, афроамериканцев нет среди главных героев любого из восьми номинантов в главной категории. Как минимум, Эдди Мерфи и Лупита Нионго показали в этом прошедшем году актерский мастер-класс.
Дженнифер Лопез: Восьмикратная номинантка на «Золотую малину» с блеском реабилитировалась с ролью преступницы-танцовщицы в черной криминальной комедии «Стриптизерши». Певица уже получила за свою игру номинацию на «Золотой глобус» за женскую роль второго плана, но на «Оскаре» ее место заняла Кэти Бейтс из драмы Клинта Иствуда «Дело Ричарда Джуэлла».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…