Через 20 лет после премьеры в российский прокат возвращается «Матрица». Вспоминаем о проектах сестер, которые они планировали снять, но по различным причинам не смогли.
Первую часть научно-фантастического фильма «Матрица» можно будет посмотреть в 105 российских городах начиная с сегодняшнего дня. Культовую картину покажут в оригинальной версии на английском языке с субтитрами и в русскоязычном дубляже. Оригинальная «Матрица» вышла в прокат в 1999 году и получила четыре премии «Оскар». В 2003 году вышли еще две части: «Матрица. Перезагрузка» и «Матрица. Революция». В конце августа стало известно, что запустили в производство «Матрицу 4».
«КиноРепортер» напомнит о проектах сестер Вачовски, которые они по различным причинам не смогли воплотить на экране.
Экс-братья уже 25 лет в кинобизнесе – казалось бы, пора на пенсию, да и начиная с «»V» значит Вендетта» на них обрушилась череда финансовых неудач. Дошло до того, что в конце прошлого года они выставили на продажу свой офис в Чикаго. Вершиной творчества американского дуэта считается «Матрица», но, как сказал в 2015 г. Энди Вачовски в интервью BuzzFeed News: «Мы постоянно сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями. Многие наши проекты так и не дошли до экранов. Некоторые из них — в числе лучших наших сценариев». Им и посвящен этот материал.
«Принцесса-невеста»
Чтобы заработать деньги на колледж, Ларри и Энди Вачовски подрабатывали малярами в старшей школе. Колледж в итоге оба бросили. Ларри после учебы в Нью-Йорке перебрался в Портленд (Орегон), где написал сценарий по роману «Принцесса-невеста» Уильяма Голдмана (также уроженца Чикаго, как и матрицианские братья). Это была проба пера, и правами на книгу старший Вачовски, естественно, не располагал. Когда он дозвонился до Голдмана, чтобы обсудить права, тот сразу бросил трубку. Ларри не знал, что производство запустили давным-давно: «Принцесса-невеста» Роба Райнера вышла в 1987 году.
Во второй половине 1980-х Ларри и Энди осели в родном Чикаго, где вернулись к малярным работам и занялись бизнесом посерьезнее — строительным.
Carnivore
В начале 1990-х братья удовлетворили интерес к писанине: Ларри удачно съездил в Нью-Йорк, где заключил контракт с Marvel Comics. Ларри и Энди засели за сценарии к Ectokid и другим комиксам Клайва Баркера. Художником Ectokid был Стив Скрос — впоследствии он рисовал 600-страничную раскадровку «Матрицы».
В это время в руки к начинающим писателям попала книга Роджера Кормана «Как я сделал сотню фильмов в Голливуде и не потерял ни цента». Мастер низкобюджетных ужастиков и боевиков произвел на Вачовски сильное впечатление. Они тоже решили протиснуться в категорию b и написали сценарий Carnivore, посвященный бесплатной столовой, где бездомных кормили рагу из богачей (рагу, надо сказать, быстро вызывало привыкание).
В течение 1980-х Ларри и Энди читали журнал Writer’s Digest, особое внимание уделяя колонке Джозефа Майкла Стражински (создатель сериала «Вавилон-5»). Главный совет, которым Стражински напутствовал начинающих сценаристов, звучал так: несите свои работы не продюсерам, а агентам. Так Вачовски и поступили — разослали Carnivore десятку агентов. В итоге на связь с ними вышел Лоренс Мэттис, ставший их менеджером.
Если верить Энди, Carnivore вызвал большой интерес, но его считали чуднЫм. Обычно продюсеры отвечали на питч следующее: «Это плохая идея. Я не смогу взяться за фильм. Я же богатый».
После того, как «Матрица» взорвала прокат, Carnivore захотела выкупить Trimark — и отдать его Джорджу Ромеро («Ночь живых мертвецов»). В перерыве между «Матрицей» и ее сиквелами Вачовски сами предложили проект Lionsgate и искали режиссера (вероятным кандидатом значился Билл Поуп, их постоянный оператор). С тех пор Carnivore, к сожалению, не подавал признаков жизни.
Plastic Man
Carnivore сделал Вачовски известными в Голливуде. Первые же деньги принесли «Наемные убийцы». Контракт с Warner Bros. предполагал, что они напишут еще несколько сценариев.
Один из них — кинокомикс о Пластикмене. Пластикмен Патрик О’Брайен — древний герой DC Comics, эластичный юморист в красном костюме. Он пересекался с Бэтменом и состоял в Лиге Справедливости, поэтому аудитория его не забывала. Warner Bros. привлекла к экранизации Amblin Entertainment Стивена Спилберга, но в конце концов проект отменила.
В сети сценарий всплыл летом 2003 года. Шесть лет спустя Джеймс Мактиг утверждал, что Plastic Man близок к запуску, плюс лично он будет руководить на площадке второй съемочной группой. Слухи даже связывали с приключениями резинового супергероя Киану Ривза. Сообщалось, что фильм максимально семейный, а текст Вачовски — сплошная комедия. Однако после провала «Спиди-гонщика» заигрывать с детским кинематографом Вачовски больше не стали.
Интересно, что одновременно с Plastic Man, в 1995 году, Ларри и Энди завершили первый драфт «V» значит Вендетта» Алана Мура. Картина (с Мактигом в режиссерском кресле) увидела свет в 2006-м.
«Бег по вертикали»
В 1996 году Вачовски взялись за «Бег по вертикали» (Vertical Run), основанный на одноименной книге Джозефа Гарбера. В отличие от инцидента с «Принцессой-невестой», права у них были — их купила, конечно же, компания Warner Bros.
«Бег по вертикали» в двух словах — смесь «Крепкого орешка» и триллеров Альфреда Хичкока. Действие происходит в 50-этажном здании: герой приходит на работу и с удивлением обнаруживает, что его все хотят убить. Почему? Дотянуть до ответа ему поможет армейская выучка.
Вслед за Вачовски сценарий не раз переписывали, к примеру, Филип Левенс, шоураннер «Вознесения». Джозеф Гарбер, автор корпоративного триллера, умер в 2005 году, так и не дождавшись обновления статуса заглохшей экранизации.
«Круто сваренный»
Концепт-арты «Матрицы» сильно напоминают маниакально детализированный комикс «Круто сваренный» (Hard Boiled) от Dark Horse. Все потому, что художник в обоих случаях — Джеф Дэрроу. Выпустив «Матрицу», Ларри и Энди принялись обсуждать анимационную экранизацию «Круто сваренного». Комикс повествует о киборге-киллере Никсоне, выполняющем заказы влиятельной корпорации в киберпанковом мире будущего. В обычной жизни Никсон запрограммирован притворяться страховым следователем.
Вачовски остановило то, что соавтор комикса, Фрэнк Миллер, отказывался воспринимать «Круто сваренного» в виде мультфильма.
King Conan: Crown of Iron
В 2000 году Warner Bros. задумала ребут «Конана-варвара» и заказала сценарий у Джона Милиуса, создателя оригинальной ленты. Братьев Вачовски приписали к проекту для проработки концепта, а также в качестве продюсеров и режиссеров второй съемочной группы.
Долгие годы считалось, что в «заморозке» King Conan: Crown of Iron (именно так назывался ребут) виноват Арнольд Шварценеггер, переквалифицировавшийся из актеров в губернаторы. Но Милиус разъяснил, что дело в творческих разногласиях: Вачовски надоедали ему постоянными правками. Быстро стало очевидно, что они хотят поставить «свой» фильм, а не переносить на экран идеи Милиуса.
«Бэтмен: Год первый»
Переходим к следующему проекту, потонувшему в пучине «производственного ада» — речь об экранизации комикса «Batman: Year One» Фрэнка Миллера. Боссов Warner Bros. не устроило видение Даррена Аронофски, поэтому в 2001 году они наняли Вачовски переписать сценарий. Но и наработки братьев WB не впечатлили, так что в 2002-м последовала отмена ленты.
Shaolin Cowboy and the Tomb of Doom
«Шаолиньский ковбой» — комикс уже упоминавшегося Джефа Дэрроу. С текстами для него немного повозились и Ларри&Энди. Успех «Аниматрицы» навел их на мысль, что неплохо бы доверить приключения монаха японским мультипликаторам. Режиссерские обязанности Дэрроу разделил с Сэйдзи Мидзусимой. «Шаолиньского ковбоя» рисовала знаменитая студия Madhouse («Манускрипт ниндзя»). В 2012 году Дэрроу поведал прессе, что картина готова на 50 процентов. Подвели американские инвесторы, отозвавшие часть бюджета. Для завершения Shaolin Cowboy and the Tomb of Doom требовались 3 миллиона долларов. Дэрроу и Вачовски их так и не нашли.
«Спиди Гонщик 2»
Концовка «Спиди Гонщика» с персонажем Рэйна, радующимся победе Спиди, намекала на продолжение. Вдобавок WB заключила контракт с Рэйном на три года, хотя это и не предполагало обязательного участия в сиквеле.
Продюсер Джоэл Силвер отмечал: братья придумали отличную идею для второй части. На продолжение рассчитывала и Кристина Риччи, чем делилась в интервью.
Увы, WB поставила крест на автомобильном кунг-фу. Виной тому — более чем скромные сборы.
Cobalt Neural 9
Cobalt Neural 9 (CN9) — еще один фильм Вачовски, не преодолевший этап препродакшена. О нем ходило много слухов в 2009–2011 годах. Издание Vulture сообщало, что перед нами история любви американского морпеха Бутча и иракского солдата, замысливших убить Джорджа Буша-младшего во время его секретного визита на место боевых действий. События подавались в виде взгляда из будущего: документалисты конца XXI столетия восстанавливали хронологию покушения, опираясь на телерепортажи и записи с камер слежения. Бюджет картины должен был составить 20 миллионов долларов, рейтинг – R.
На деле все оказалось несколько проще. По крайней мере, судя по публикации боснийского журналиста и писателя Александра Хемона в The New Yorker. В декабре 2009 года Хемон посетил съемочную площадку CN9. Вачовски разрабатывали картину, чтобы как-то занять простой в производстве «Облачного атласа» (возникли сложности с финансированием). CN9 — разочарованный ответ Ланы&Энди на военные действия США в Ираке и Афганистане, псевдокументальный фильм, якобы снятый в 2090 году. Чтобы разносторонне разобрать президентство Буша-мл., Вачовски пригласили на съемочную площадку спикеров: Арианну Хаффингтон — основательницу The Huffington Post, американского философа Корнела Уэста и самого Хемона. Те импровизировали, а дуэт режиссеров фиксировал в блокноте идеи для сценария. Почему статье Хемона можно верить? Потому что он лично знал Вачовски. Прямо сейчас босниец вместе с Ланой и Дэвидом Митчеллом (автор «Облачного атласа») пишет четвертую «Матрицу».
Hood
И последний пункт в нашем списке — Hood, современное переложение легенды о Робине Гуде. О том, что WB купила сценарий у звездной парочки, стало известно в конце 2010 года. Незадолго до этого, кстати, в американских кинозалах провалился «Робин Гуд» Ридли Скотта. Вачовски хотели перенести действие в урбанистический сеттинг и сделать благородного разбойника чернокожим — кандидатом на роль значился Уилл Смит. Последние 9 лет никакие слухи о Hood в прессе не всплывали.
Резюмируя, можно сказать: сестры Вачовски – плодовитый тандем, однако после «V» значит Вендетта» им откровенно не везло в прокате. Да и со студиями тоже, ведь смелые идеи, судя по нашему перечню, не встречали одобрения. Будем надеяться, «Матрица 4» прервет черную полосу.
Комментарии