Кино

Несносный дед: Каким получился девятый эпизод «Звездных войн»

В конце 1970-х мир впервые увидел желтые буквы, уплывающие вдаль на фоне звездного неба под знаменитые фанфары. Джордж Лукас создал удивительный мир, в который с детским восторгом собрал все то, что любит: ковбоев, самураев, космос и многое другое, из чего и родились «Звездные войны» — одна из самых успешных медиафраншиз в мире. 42 года спустя в основной саге числятся уже девять фильмов, первые шесть из которых сделаны под присмотром Лукаса, а последние три — под новым началом.

Финальная трилогия появилась после перехода прав к Disney: у Лукаса были определенные планы насчет продолжения, но все они пошли на свалку времен вместе с расширенной вселенной (комиксы, книги, мультсериалы и игры под эгидой Star Wars Legends), а пришедшему Джей Джей Абрамсу дали карт-бланш. Вместо того, чтобы делать, собственно, что-то новое, он зашел с козырей и «Пробуждение силы» сработало как своего рода ремейк самого первого фильма, «Новой надежды». Разве что насыщенный современными трендами.

Спустя два года вышли «Последние джедаи» — фильм Райана Джонсона, принятый крайне неоднозначно. После фан-сервисного «Пробуждения силы» новый режиссер предложил совершенно другой подход, и показал героев слабыми и смертными. Они ошибаются, принимают не лучшие решения и учатся отвечать за собственные ошибки. Джонсон сделал все по-своему, за что пришлось расплачиваться гневом консервативных фанатов. Еще бы: на место отработанных приемов пришли неожиданные твисты, а джедаи перестали быть гарантом добродетели. Мало того: главная героиня Рей оказалась простым человеком без выдающейся родословной. И это сага Скайуокеров, где все противники приходятся друг другу родственниками?

«К счастью», на помощь вновь пришел Джей Джей Абрамс с обещанием завершить начатое, ответить на все вопросы и сделать так, чтобы все остались довольны. Сдержал ли он свои обещания? Пожалуй, да, но ничего хорошего в этом нет.

Традиционные вступительные титры открываются фразой «Мертвые заговорили!», и о чем именно идет речь понятно становится после просмотра любого промо-ролика: Палпатин, закулисный интриган из приквелов и главный антагонист оригинальной трилогии, действительно возвращается. Тайны из этого никто даже не пытается сделать, и знаменитого императора показывают буквально через пару минут после начала. К слову, он не будет единственным мертвецом, который «неожиданно» вернется в финале — все же, как и обещано, нужно заканчивать все три трилогии разом и расставлять все необязательные точки над многочисленными умляутами.

Пожалуй, главная проблема «Скайуокер. Восход» в том, что это скорее самостоятельный фильм, чем часть трилогии. Увы, этим страдают все три картины: да, герои худо-бедно связывают белыми тонкими нитками повествование воедино, но цельной структуры не выходит. Развитие, полученное в одном фильме, забывается в другом как ненужное — к примеру, лучший пилот Повстанцев По Дэмерон (Оскар Айзек) ведет себя крайне неразумно в восьмом эпизоде, но в девятом об этом попросту забывают. Нет, образцом здравого ума он, конечно, не становится, но человеку, погубившему основной флот, выказывают слишком уж большое доверие.

К этому добавляется извечная проблема ретконов: знакомые герои получают неожиданные предыстории, старые персонажи вводятся задним числом. При этом удивительным образом сюжет не предлагает ровным счетом ни одной свежей идеи, а обыгрывается все: от обучения Люка на планете Дагоба и заканчивая легендарным твистом с кровными связями из пятого эпизода. Джей Джей вновь работает на том же поле, что и в седьмом эпизоде, изо всех сил вставляя максимальное количество фансервиса: герои, сцены, намеки и символы идут сплошным потоком. Доходит до абсурда: в какой-то момент Абрамс копирует собственный седьмой эпизод, переснимая отдельные сцены под новым соусом.

В попытках закрыть все сюжетные линии двух довольно разных фильмов (а также продолжить не нуждающуюся в продолжении оригинальную трилогию) за отведенный хронометраж Абрамс вынужденно идет на жертвы, и страдают чаще всего диалоги. Зато с экшеном проблем не будет: с первых же сцен герои каскадом гиперпрыжков попадают из одних передряг в другие. Космические баталии перетекают в бои на мечах, бешеные погони — в сражения верхом на инопланетных зубастых лошадях. Смотреть здесь есть на что, а вот думать особо не над чем.

Симпатичная картинка с изобилием компьютерной графики несколько скрадывает сценарную беспомощность, но полностью излечить от нее это кино не может. В глаза бросается в том числе и полное игнорирование отдельных важных веток. Совсем смешно становится, когда сам Абрамс вводит новые сюжетные линии и сам же их заводит в тупик: герои появляются ровно для того, чтобы раскрыть других персонажей, а отдельные элементы работают просто ради визуала и по сути не несут никакого смысла.

Третья часть новой трилогии вновь стоит особняком: вроде бы продолжение, а вроде отдельный фильм, связанный разве что с ностальгическими чувствами фанатов. В этом плане хочется верить, что судьба Палпатина повторится и в реальной жизни: шамкающий возрожденный старик будет повержен (серьезно, это даже спойлером не назвать) и даст дорогу молодым и дерзким. Хотя если его воскресили один раз, что помешает сделать это снова?

«Звездные войны: Скайуокер. Восход» в российском прокате с 19 декабря.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

14 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

15 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

18 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

20 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад