Непроработанная травма: Рецензия на фильм «Люди Икс: Темный Феникс» | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Кино > Непроработанная травма: Рецензия на фильм «Люди Икс: Темный Феникс»

Непроработанная травма: Рецензия на фильм «Люди Икс: Темный Феникс»

5 июня 2019 / Михаил Моркин
Непроработанная травма: Рецензия на фильм «Люди Икс: Темный Феникс»

Финал супергеройской франшизы с двадцатилетней историей разочаровывает.

1992 год. Желающий понравиться американским властям профессор Чарльз Ксавье (Джеймс МакЭвой) отправляет команду Людей Икс в космос, чтобы те спасли экипаж космического корабля, наткнувшегося на земной орбите на всепоглощающий сгусток оранжевой энергии. В процессе эвакуации телепатку-телекинетика Джин Грей (Софи Тернер из «Игры престолов») засасывает внутрь непонятного облака, однако девушка чудом выживает. Более того, по возвращении на Землю у нее проявляются новые и крайне опасные для окружающих способности. Узнав правду о своих родителях, которую годами скрывал Профессор Икс, Грей теряет контроль над эмоциями и случайно убивает Рейвен Даркхолм (Дженнифер Лоуренс). Смерть Мистик расколет сообщество: одни мутанты рискнут образумить Джин, другие — объединятся с Магнето (Майкл Фассбендер) в попытке ее уничтожить.

12-й фильм франшизы «Люди Икс» — экранизация классической сюжетной арки «Сага о Темном Фениксе», одной из самых популярных историй в комиксах о мутантах. С супергеройской драмой в режиссуре дебютировал Саймон Кинберг — сценарист и продюсер нескольких фильмов серии, уже адаптировавший (по мнению критиков и зрителей, неудачно) данный сюжет в «Последней битве» (2003). События «Дней минувшего будущего» (2014) перезапустили хронологию франшизы, позволив Кинбергу рассказать историю заново и исправить ошибки предыдущей экранизации. Во время производства «Феникса» Disney купила Fox, и фильм непроизвольно превратился в финальную точку франшизы. В будущем мутантов ждет уже полный ребут внутри Кинематографической вселенной Marvel.

Хотя в 2000-м «Люди Икс» и открыли моду на супергеройское кино, хронологической стройностью и продуманной тактикой франшиза никогда не отличалась. Герои внезапно меняли биографию, избавлялись от акцента, забывали про обещания и десятилетиями не старели (персонажам МакЭвоя и Фассбендера здесь должно быть за шестьдесят!). Увы, несмотря на свой сценарный опыт и набитые на «Последней битве» шишки Кинберг умудрился снять самый слабый фильм во всей франшизе. «Темный Феникс» полон нелепого мелодраматизма, нелогичных поступков, пафосных речей и персонажей, которые появляются «для галочки». Джессика Честейн забегает (буквально, на высоченных каблуках), чтобы изобразить лишенную всяких эмоций инопланетянку, склоняющую Джин не темную стороны силы. Главная антагонистка вышла крайне незапоминающейся и, по сути, лишней. Вырежьте все сцены с ее участием, и сюжет никак не поменяется.

Если предыдущие части приквелы играли с сеттингом (особенного красиво этот делал Мэттью Вон с 1960-ми в «Первом классе»), то 1990-е у Кинберга никак не подчеркиваются (нет, Магнето не воюет в Персидском заливе и не добивает Железный занавес). Режиссер убирает весь размах ради драмы: герои много разговаривают, мало сражаются и делают сложные лица. Попытка поиграть в «Логана» не удается: если нео-вестерн про Росомаху сюжетно стоял отдельно от других фильмов и строился вокруг знакомого и проработанного персонажа, то «Темный Феникс» игнорирует события предшественников и делает акцент на героине, о которой зрители мало что успели понять. Не лучший способ закончить франшизу с двадцатилетней историей.

«Темный Феникс» местами похож на «Капитана Марвел». Та же запутавшаяся всесильная героиня, которая не может понять, на чьей она стороне. Кэрол Дэнверс и Джин Грей даже приходят к одному и тому же выводу: не стесняйся эмоций, которые делают тебя той, кто ты есть. Однако если в случае с первой, такое умозаключение обусловлено событиями фильма, то в связи со второй оно им противоречит. Сильно звучит и феминистский подтекст, когда в начале Мистик, устав, что они с Джин сделали всю работу в космосе сами (на самом деле нет!), сердито заявляет профессору: «Может быть, пора переименовать «Людей Икс» в «Женщин Икс»? Однако самым полезным советом от мутантов становится призыв не игнорировать психологические травмы, не подавлять воспоминания и, главное, не покупаться на красивые вывески. Так, божий одуванчик Ксавье, на поверку оказавшийся эгоистичным и лицемерным алкоголиком (МакЭвой — козырь всего фильма), когда-то из лучших побуждений покопался в голове юной Джин, из-за чего у девушки и начались проблемы с самоопределением. От умеющего читать чужие мысли педагога по кличке «Профессор» все-таки ждешь большей компетенции в психологии.

· «Капитан Марвел» — снова кино про силу эмоций, действие которого происходит в космосе 90-х.

· «Люди Икс: Последняя битва» — предыдущая попытка адаптировать культовую серию комиксов для кино.

· «Люди Икс: Апокалипсис» — Брайан Сингер, по слухам способный свалить с площадки посреди дня, даже худший свой фильм во франшизе сделал интереснее. 

«Люди Икс: Темный Феникс» в кино с 6 июня.

Читайте также

Рецензия на фильм Кантемира Балагова «Дылда» Кино
20 июня 2019

Рецензия на фильм Кантемира Балагова «Дылда»

В прокат вышла новая работа автора нашумевшей «Тесноты», получившая премию за режиссуру на Каннском кинофестивале.

Постыдное удовольствие туриста: Рецензия на фильм «Берлин, я люблю тебя» Кино
20 июня 2019

Постыдное удовольствие туриста: Рецензия на фильм «Берлин, я люблю тебя»

Альманах с участием Киры Найтли, Хелен Миррен и Микки Рурка продолжает традицию любовных признаний к городам и людям.

Почувствуй ритм: Рецензия на фильм «За мечтой» Кино
19 июня 2019

Почувствуй ритм: Рецензия на фильм «За мечтой»

Эль Фаннинг в музыкальной ленте, больше похожей на сборник ярких клипов.

А тому ли я дала? Кино
16 июня 2019

А тому ли я дала?

Не самое внятное высказывание о поисках себя и попытках разобраться в окружающей действительности. «КиноРепортер» – о фильме «Люби их всех».