Кино

«Неистовый»: Как Рассел Кроу стал психопатом вроде Джокера

День Рэйчел (Карен Писториус) не задался с самого утра. Друг-адвокат Энди (Джимми Симпсон) сообщил, что ее бывший муж хочет отсудить дом, сын Кайл (Гэбриел Бейтман) порицает мать за то, что она проспала и теперь он опоздает в школу, а сама она рискует потерять лучшую клиентку, потому что утренние пробки на дорогах тоже никто не отменял. Поспешно усевшись в свой старенький Volvo, молодая женщина и не подозревает, что у кого-то не только день может оказаться хуже, но и вся жизнь идет под откос. Именно такой водитель (Рассел Кроу) попадается ей на автостраде. Оскорбленный невежливым сигналом ее машины и одержимый внутренними демонами, он открывает на женщину настоящую кровавую охоту, чтобы не только проучить ее, но и привлечь к себе внимание властей.

Родившийся в Германии американский режиссер Деррик Борте известен прежде всего благодаря своему дебютному фильму «Семейка Джонсов», снятому аж 10 лет назад. «Неистовый» стал первой после той комедии картиной, официально дошедшей до российского зрителя. Сценаристом психологического триллера выступил Карл Эллсуорт, которого давно интересуют сюжеты, разыгрывающиеся в замкнутом пространстве: в 2007 и в 2009 годах он написал истории о домах («Паранойя», «Последний дом слева»), а в 2005-м — о самолете («Ночной рейс»). На этот раз основным местом действия стала машина, в которой женщина везет сына в школу, а главным мотивом — внутреннее раздражение, которое водители предпочитают выплескивать на других автомобилистов.

Спорим, хотя бы раз в жизни вы точно видели ролик с видеорегистратора о разборках на дороге? Каждый считает себя правым, и никто не хочет уступать. Но автомобилисты — это не какая-то особая категория людей, это те же мы с вами, только в еще более стрессовых обстоятельствах. Предваряя завязку сюжета, «Неистовый» четко выстраивает экспозицию, буквально разжевывая причины конфликта. Растущее в обществе напряжение, высокий уровень безработицы и дефицит стражей правопорядка — вот, в общем-то, и все, на чем построена фабула. Не будь какого-то из этих трех китов, события развивались бы иначе. Машина в картине не является обязательной функцией, ведь повздорить можно и с соседом по лестничной клетке.

Чужая душа — потемки, и мораль «Неистового» заключается в том, чтобы при любых обстоятельствах оставаться человеком. Героя Кроу бросила жена, он лишился работы и сидит на «Гидрокодоне» — анальгетике, который считается наркотическим веществом. Мужчина явно имеет проблемы с психикой, и нетерпеливый сигнал автомобильного гудка моментально выводит его из себя. Однако, несмотря на попытки авторов представить его как персонажа с двойным дном, жертву обстоятельств, чаша его терпения явно переполнилась еще за кадром, поэтому вместо сочувствия настолько отчаявшийся человек порождает лишь отвращение. Представьте Джокера Хоакина Феникса без трагического бэкграунда. Вызовет ли симпатию такой психопат?

Тем не менее Рассел Кроу бесподобен в образе грузного, неуравновешенного человека, который то ли мстит за дерзость случайной знакомой, то ли, подобно клоуну из Готэма, противоправными действиями пытается добиться социальной справедливости. Все — от внешности и мимики до его слов и планов — кричит об опасности. Кроу в «Неистовом» настоящий маньяк. Неслучайно Деррик Борте сравнивает его с акулой из «Челюстей», ведь смысл его жизни в данный момент — насытиться чужой болью. Развод, очевидно, нанес ему психологическую травму, поэтому тот факт, что Рэйчел тоже в разводе, да еще и не ладит с бывшим мужем, усугубляет его ненависть. К слову, Карен Писториус в роли дамочки с яйцами характером палку не перегибает, несмотря на чрезвычайную несобранность, оставаясь среднестатистической американкой и любящей матерью.

Помимо прочего, триллер затрагивает тему из отечественного «Текста», намекая на то, как опасно доверять свою жизнь смартфону, тем более без пароля. А в конце лента и вовсе уходит в прямое морализаторство, разжевывая то, что за 1,5 часа все и так уже поняли. Такие нравоучения «в лоб» немного смазывают общее впечатление, однако натуралистичное насилие и уйма автомобильных аварий вполне способны удержать внимание, зацепить и заставить быть сдержаннее на дороге — вдруг в соседней машине едет маньяк?

«Неистовый» уже в кино. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

1 час назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

5 часов назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

7 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

11 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад

«Бугония» Йоргоса Лантимоса: Андромедиане, жгите!

Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…

1 день назад