8 февраля исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося актера Вячеслава Тихонова. На его счету десятки замечательных ролей, но наибольшую известность ему принес образ легендарного разведчика Штирлица из «Семнадцати мгновений весны» Татьяны Лиозновой. По этому случаю «КиноРепортер» решил вспомнить других прославленных рыцарей плаща и кинжала в истории нашего кино.
Полковника Ладейникова, действовавшего под псевдонимами Лонсфилд и Стерндейл, едва не раскрыли западные спецслужбы, но он сумел убедить руководство не отзывать его. Миссия разведчика состояла в том, чтобы поймать бывшего нацистского преступника – ученого по фамилии Хасс, занимавшегося разработкой особого газа. Не просто оружия массового поражения, а инструмента для установления нового мирового порядка путем буквального оболванивания населения.
Чтобы воспрепятствовать реализации чудовищного замысла, Ладейникову пришлось не только применить все свои профессиональные навыки, но и проявить такие умения, которые советскому человеку обычно не свойственны. Как, например, умение цитировать наизусть Священное Писание или продать что угодно кому угодно – хоть музыкальный автомат пастору. В довершение всего Константин Тимофеевич показал чудеса стойкости и самопожертвования, проведя три года в тюрьме под пытками и с честью выдержав все испытания.
Сын белоэмигранта, графа Александра Тульева, пробрался в начале 1960-х на территорию СССР с целью шпионажа. Он должен был передавать своим заграничным хозяевам данные об одном секретном атомном объекте, в действительности не существующем. Долгое время Тульев успешно, как ему казалось, осуществлял свою деятельность. Пока не был арестован, а вскоре – перевоспитан и перевербован при непосредственном участии сотрудника КГБ Павла Синицына (Михаил Ножкин).
Говоря понятным современной молодежи языком, Михаил Тульев – это такой социалистический Локи, бог хитрости, осознавший свою неправоту и переметнувшийся на сторону добра. Уже во втором фильме цикла «Судьба резидента» разведчик дворянских кровей присягает на верность свободному государству рабочих и крестьян. Таким образом, он становится двойным агентом и далее на протяжении еще двух фильмов верой и правдой служит Советскому Союзу. В частности, помогает изловить беглого гитлеровского злодея и раскрыть секретный диверсионный план.
Этого великого мужчину знают все без исключения. Всеволод Владимиров, он же Максим Исаев, он же Макс Отто фон Штирлиц, — эталонный образ советского разведчика, из книг Юлиана Семенова перенесенный на экран сначала Борисом Григорьевым («Пароль не нужен», там его сыграл Родион Нахапетов), затем – Татьяной Лиозновой. После «Семнадцати мгновений весны» Штирлиц стал героем всенародным. Героем анекдотов, песен и даже компьютерных игр. Но в первую очередь всегда оставался героем кино. И подвигов его не счесть.
Самый прославленный из них описан, собственно, в сериале: Штирлиц не дал состояться тайным сепаратным переговорам рейха с нашими западными партнерами. Но и в других кинематографических произведениях Всеволод Владимиров много чего успел героического сделать: помешал японцам, которые плели антибольшевистский заговор («Пароль не нужен»), вывел на чистую воду похитителей государственных драгоценностей («Бриллианты для диктатуры пролетариата»), поспособствовал разоблачению капиталистов, намеревавшихся наладить производство атомного оружия («Жизнь и смерть Фердинанда Люса»), и помог латышскому коллеге добыть чертежи «Мессершмитта» («Испанский вариант»).
Американские империалисты задумали организовать недоброе в одной африканской стране – свергнуть неугодный режим и установить свое марионеточное правительство. Это они делать любят и частенько практикуют. Но кто-то там случайно подслушал, как кто-то завербовал кого-то, и сообщил об этом анонимно в советское посольство, подбросив письмо. Для выяснения всех обстоятельств на место был командирован полковник КГБ Виталий Всеволодович Славин.
Перед ним стояла невыполнимая на первый взгляд задача – найти автора письма и всех участников процедуры вербовки, имея на руках лишь показания престарелого садовника, который упомянутое письмо подобрал. Ситуация дополнительно осложнялась тем, что агенты ЦРУ в это время тоже не бездействовали, всячески вставляя палки в колеса, да еще и американский журналист постоянно навязывался на дружескую беседу об Эрнесте Хемингуэе и прочих высоких материях. И все же полковник Славин, обаятельный, улыбчивый и чертовски проницательный, действуя практически в одиночку, сумел предотвратить захват власти продажной проамериканской хунтой.
В 1943 году нацистские приспешники намеревались сорвать встречу Рузвельта, Черчилля и Сталина в Тегеране, проникнув туда и устроив теракт. Руководил операцией человек, известный под фамилией Шернер, – страшно хитроумный, неуловимый и опасный. Даже знаменитый Отто Скорцени рядом с ним – жалкий любитель. Но в нашей разведке ребята, как говорится, тоже не пальцем деланные. Особенно бравый разведчик Бородин, который и не дал покушению случиться. Хотя Шернеру и матерому диверсанту Максу Ришару удалось бежать.
А спустя 30 лет, уже в 1970-е, Бородину снова довелось пересечься с этими двумя негодяями, когда Ришар вдруг решил опубликовать свои мемуары и обнародовать пленки с весьма интересным содержанием. И опять разведчик Андрей Бородин, или просто Андре, апологет теории хаоса, здорово выступил: среди прочего лихо уложил кулаком одного из захвативших пассажирский самолет террористов и поручкался с самим Аленом Делоном, который в этом фильме исполнил небольшую, но важную роль наряду с другими западными звездами.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…