Есть такие люди, отважные титаны духа, которых хлебом не корми – дай на какую-нибудь груду камней помассивнее взобраться с помощью одних лишь веревок и железяк. Люди эти называются альпинистами, простые смертные их мужеством восхищаются и завидуют им. Специально к Международному дню гор «КиноРепортер» составил подборку фильмов, заставляющих восхищаться и завидовать еще сильнее.
Среди всех существующих фильмов про горы и альпинизм именно этот, пожалуй, является во всех смыслах настоящей вершиной. Притом содержательно из категории себе подобных он не выделяется, все по стандарту: группа смельчаков отправляется покорять гору, но что-то идет не так, изменчивая погода и человеческий фактор вносят в планы свои коррективы, и назад возвращаются далеко не все. И да, в основе – реальные события.
Бальтасар Кормакур, в сущности, повторил то, что проделывали до него бессчетное число раз. Но повторил так, что уже, кажется, не переплюнуть. Напичканный звездами первой величины каст (от Джоша Бролина и Джейка Джилленхола до Киры Найтли и Эмили Уотсон), внушительный по меркам кино не про супергероев бюджет, максимально приближенные к боевым условия съемок – в общем, к делу исландец подошел с энтузиазмом одержимого фанатика. И не то чтобы это принесло какие-то ощутимые дивиденды в виде престижных наград или рекордных сборов, зато ничего сопоставимого в рамках означенной темы по накалу драмы и по величественности зрелища не было ни до, ни после.
Немецкая картина Йозефа Фильммайера («Сталинград» 1992-го) выполнена по той же вышеизложенной формуле. Но с одним нюансом. Речь здесь о первом восхождении на гору Нанга-Парбат через так называемую Рупальскую стену – четыре с половиной километра льда и скал под углом до 90 градусов. А первое восхождение – это не то же самое, что второе, или третье, или триста восьмидесятое. Тут как раз человеческий фактор на первый план выдвигается. Потому как, с одной стороны, каждый хочет войти в историю, а с другой – без слаженной командной работы в таких местах, как Нанга-Парбат, не выживают.
Вот и один из братьев Месснер, участников той экспедиции, не выжил. По версии фильма (там потом громкое судебное разбирательство было, и версии на самом деле существуют разные), именно из-за этого стремления к первенству любой ценой. А второй выжил, и от его лица ведется душераздирающий и поучительный рассказ о том, как амбиции затуманивают подчас разум и выключают элементарный инстинкт самосохранения. Что приводит к жестоким трагедиям.
А это самый, так сказать, попкорновый фильм из своей породы, не считая разве что «Скалолаза» со Сталлоне. В центре сюжета – миссия по спасению бедолаг, которые отправились штурмовать К2 (Чогори, вторая по высоте после Эвереста гора), но на полпути провалились в расщелину, а сверху их лавиной завалило. Спасатели запихивают себе в рюкзаки колбы с нестабильным взрывчатым веществом, чтобы к спасаемым с его помощью пробиться, и устремляются. На все про все у них – считаные часы.
Мартин Кэмпбелл, который через шесть лет снимет «Казино Рояль», делал этот фильм по заветам Майкла Бэя. То есть это такой «Армагеддон», только с горами. В нем постоянно что-нибудь бабахает – громко, мощно, живописно. Бабахи, естественно, провоцируют сход лавин. А лавины, в свою очередь, красиво расшвыривают тех, кого до того не расшвыряло бабахом. Глупость несусветная, конечно. Но чертовски увлекательная.
Если «Вертикальный предел» – эпигонство по отношению к «Армагеддону», то оба они – эпигонство по отношению к «Белому взрыву», военной драме Станислава Говорухина.
Где-то в горах Кавказа немцы из дивизии «Эдельвейс» заняли удобную позицию и обстреливают оттуда, сверху, стратегически важный перевал. Советский лейтенант Артем Арсенов, сыгранный Арменом Джигарханяном, собирает отряд добровольцев, чтобы забраться повыше, взорвать снежную шапку и фашистов завалить.
По дороге им приходится не только сложности, связанные непосредственно с подъемом, преодолевать, но еще и с самолетом вступать в бой, и от тех же солдат «Эдельвейса» отстреливаться, и регулярно при этом героически жертвовать собой, разумеется. Это вам не камешек просверлить. А помимо Джигарханяна тут еще есть Сергей Никоненко, Людмила Гурченко и Владимир Высоцкий в эпизодической роли.
Кстати, о Высоцком. Перефразируя песню Владимира Семеновича из другого фильма Говорухина про альпинистов, «Вертикаль», лучше гор может быть только Клинт Иствуд. Это одна из ранних его режиссерских работ, шпионский триллер, где сам он, как водится, сыграл главного героя – университетского профессора-культуролога, коллекционера картин, альпиниста-любителя, женщин обольстителя и по совместительству суперкиллера Джонатана Хемлока, который работает на сверхсекретную организацию, возглавляемую инфернальным злодеем-альбиносом по имени Дракон.
Иствуд, отказавшийся в свое время от чести стать новым агентом 007 после Джорджа Лазенби (такое предложение ему правда поступало), решил сделать собственное кино в духе бондианы. И оттянулся в полный рост. В своем фильме он не хуже Бонда ехидно шутит, колесит по миру, стреляет и колотит недругов, укладывает барышень в койку. А ко всему прочему – карабкается по горам. В частности, по горе Эйгер в Альпах. С целью вычислить и ликвидировать притаившегося в рядах экспедиции шпионов. И все это под музыку Джона Уильямса, между прочим. Как тебе такое, ноль-ноль-седьмой?
Группа альпинистов, собравшаяся было полазить по шотландским возвышенностям, натыкается на торчащую из земли трубу, откуда доносятся жалобные визги. Труба оказывается соединена с ящиком, ящик закопан. Внимание, знатоки, вопрос: что в ящике? Правильный ответ – маленькая хорватская девочка, которую злые киднепперы туда специально спрятали, и тот факт, что кто-то ее откопал, им сильно не по душе.
Снятый в несколько старомодной телевизионной манере, но очень энергичный боевик, который успевает помимо природных красот показать, например, экзотический огненный карнавал, и в слэшер поиграться, и вырулить к морали о том, что на всякую отмороженную сволочь найдется отмороженная сволочь покруче. Плюс россыпь знакомых лиц в касте: Мелисса Джордж (Камилла Роудс из «Малхолланд Драйв»), Карел Роден (русский олигарх Омович из «Рок-н-ролльщика»), Шон Харрис (злодей Соломон Лейн из последних двух фильмов серии «Миссия невыполнима»), Пол Андерсон (Артур Шелби из «Острых козырьков»).
А это уже чистокровный слэшер наподобие «Техасской резни» и «Поворота не туда». Компания друзей приезжает в национальный парк Рисняк, что в Хорватии, по тамошним горам совершить променад. Вдруг натянутый над широченным и глубоченным ущельем пешеходный мостик, по которому они только успели на ту сторону перебраться, обрывается. И то еще полбеды. До кучи на них открывает охоту маньяк.
То есть в данном случае к стандартному, не то что бы выдающемуся, но вполне нестыдного уровня слэшеру – с уродцем-каннибалом, мрачным его логовом, недурно обставленными расправами (французы это умеют, как мы знаем) и всем прочим, что по жанру положено, – в придачу идут еще и дивные виды. Скалы, леса зеленые, вот это все. Ну и немного альпинистской атрибутики. В результате чего рождается недурственная и довольно небанальная синергия.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…