Сегодня, 27 декабря, в России отмечается День спасателя. В честь этого «КиноРепортер» подготовил подборку отечественных фильмов и сериалов о реальных супергероях, которые рискуют собственными жизнями ради спасения других, – от пожарных до сотрудников МЧС.
Один из самых ярких (во всех смыслах) отечественных блокбастеров последних лет, посвященный тяжелой работе десантников-пожарных. По сюжету, бригада сотрудников Авиалесоохраны во главе с опытным командиром Алексеем Соколовым отправляется в леса Карелии, чтобы остановить бушующую стихию прежде, чем она настигнет ближайшие населенные пункты. Параллельно с основой сюжетной аркой развивается дополнительная история, связанная с ухажером дочери Соколова, таким же пожарным, но беспечным и нахальным.
Помимо напряженного действа, захватывающего дух с первых минут, лента может похвастаться потрясающей визуальной составляющей, благодаря которой тысячеградусный жар буквально чувствуется через экран. В некоторых сценах авторы даже использовали реальные кадры лесных бедствий (правда, сняты они были в Красноярском крае). Дополняет визуальное пиршество отличная команда героев: Константин Хабенский, Иван Янковский, Андрей Смоляков, Виктор Добронравов и Тихон Жизневский.
Спасателем способен стать каждый. Для этого необязательно связывать свою карьеру с определенными службами. Например, можно податься в волонтеры и заняться поиском пропавших людей. Трудностям такой работы и посвящен нашумевший сериал с Иваном Янковским в главной роли. Его персонаж – человек с непростой судьбой, толкнувшей его на новое неожиданное начинание. Каждая серия посвящена новому делу о пропавшем человеке, со своими подводными камнями и скелетами в шкафу, а на фоне волонтерских будней развивается личная драма героев.
История совмещает в себе физические и метафорические поиски: протагонист по мере развития сюжета ищет не только людей, но и самого себя. Проект увлекает своим нарративом (с литературной основой), психологизмом, достоверностью и острым социальным посылом. Под идеально подобранный «плейлист волонтера» авторы умело сочетают суровую реальность с комичными нотками, чтобы происходящее на экране, отсылая к настоящей жизни, не оставляло зрителей с чувством полной безнадеги.
В том же году на широких экранах вышел другой проект, центральной темой которого стало волонтерство, – «Здоровый человек» с Никитой Ефремовым. Оба произведения связывают ключевые сюжетные элементы и поднимаемые темы – новый взгляд на жизнь через призму собственной беды, отношения с семьей и близкими, а также кризис личности и дальнейшей поиск себя посредством благотворительных порывов.
В «Здоровом человеке» Петр Тодоровский довольно прямолинейно транслирует аудитории посылы, которые становятся лекарством (или душевным бальзамом) не столько для персонажей ленты, сколько для самих зрителей. О смысле волонтерства и необходимом контексте, который нужно учитывать при обсуждении этой работы. О проблеме «хороших людей», забывающих о себе в погоне за помощью окружающим. В конечном счете, об умении делать правильный выбор – способности, нередко недоступной многим из нас.
Те, кто работал на «скорой», скорее всего, опишут свою профессию как нечто похожее на фразу «огонь, вода и медные трубы». Бешеный темп, нередко сопряженный с необходимостью быстро принимать правильные решения, от которых зависят чужие жизни, может сломать даже самого сильного духом. Но такую работу выбирают, так сказать, по зову сердца. Как, например, главный герой драмы «Аритмия».
Олег (Александр Яценко) по-настоящему горит своей профессией – все свои силы и время он посвящает только работе в скорой помощи. Однако одержимость спасением людей негативно сказывается на браке героя, который уже трещит по швам. Проблема усугубляется непростыми отношениями Олега с женой (Ирина Горбачева) и чрезмерным увлечением алкоголем. «Аритмия» наглядно демонстрирует, как система порой идет вразрез с самим понятием «помощи», напоминает, зачем нужно соблюдать баланс между личным и рабочим, и проясняет, почему благие намерения без должного контроля и поддержки могут сожрать тебя изнутри.
Картина «Метро» стала одним из первых отечественных фильмов-катастроф, наиболее приближенных по наэлектризованной атмосфере, компьютерной графике и динамике к голливудским блокбастерам. А самое удачное решение – выбранный сеттинг, до боли знакомый жителям крупных городов и прививший некоторым из них очередную фобию. Действие «Метро» переносит зрителей в столичную подземку, где из-за протечки поезд с десятками пассажиров сносит с рельс, оставляя чудом уцелевших в опасной ловушке.
Фильм больше похож на мелодраму в условиях бедствия, нежели на привычный нам блокбастер-катастрофу, но даже на фоне любовных переживаний явно выделяются две героические фигуры. Первая – главный герой Андрей Гарин (Сергей Пускепалис), один из выживших и по совместительству врач, выполняющий в ленте роль решительной и отважной силы, которая и родных от угрозы убережет, и собрату по несчастью поможет. А вторая – спасатели, которые, несмотря на второстепенное участие в сюжете, все же сыграли ключевую роль в спасительной развязке.
И «Улицы разбитых фонарей», и «Убойная сила» больше подходят для подборки, приуроченной ко дню сотрудника органов внутренних дел РФ. Но народная любовь к этим проектам так велика, а истории и атмосфера настолько самобытны и близки русскому зрителю, что они сами по себе отличаются от классических полицейских процедуралов. Более того, в этих культовых сериалах помимо расследований убийств хватает эпизодов и со спасением жизней.
«Менты», например, не раз проявляли человечность, помогая обычным гражданам просто по доброте душевной. Сотрудники «Убойной силы» же вообще не ограничивались одним городом: за несколько сезонов герои успели побывать в Чечне, поработать в морском порту, посетить Каннский кинофестиваль, чтобы встретиться с французским комиссаром в исполнении Жерара Депардье, и даже отправиться на поиски ученого-соотечественника в Южную Африку.
К слову, «КиноРепортер» также включил спецэпизод «Улиц разбитых фонарей» в подборку новогодних и рождественских серий, с которой мы рекомендуем ознакомиться в преддверии праздников.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…