Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой… Эти бессмертные строки классик Александр Пушкин когда-то посвятил повесе Онегину и романтику Ленскому. А сейчас современный классик Валерий Тодоровский придал им новое звучание благодаря сериалу «Надвое»: он начинается как бадди-муви о закадычных друзьях в исполнении Александра Петрова и Данилы Козловского и сперва развивается по канонам ромкомов. Парни встречают девушек, искра, буря, безумие. Но в результате рождается душераздирающая драма о растоптанных чувствах и очередном потерянном поколении, в портретах которого многие узнают себя.
Мы уже писали о «Надвое» в октябре, когда сериал только начинал свой путь к зрителю. Теперь зрителю явлен финал – пробил час подвести итоги. Вообще отечественные стриминги захлестывает настоящее цунами неординарных проектов на любой вкус. Хотите мрачный детектив о маньяке из глубинки? Получите и распишитесь. Предпочитаете эксцентричные комедии об обаятельных бездельниках? Пожалуйста, наслаждайтесь. Изголодались по сверхъестественному кавардаку в узнаваемых чертановских декорациях? Милости просим! Однако на фоне подобных жанровых экспериментов не хватает честных историй обычных людей, которые не превращаются в анекдот или мыльную оперу, а без прикрас рассказывают о наболевшем.
Именно таков сериал «Надвое» – беспощадный, с суперзвездами в роли ребят из соседнего подъезда, чьи проблемы понятны и близки миллионам. Вот Костя (Козловский) и Саня (Петров) вместе пашут в консалтинговой конторе. Торчат в баре. Мчат в питерскую командировку, где, экая досада, не обнаруживают важного клиента: тот подался в бега, и теперь следователь вызывает товарищей на ковер. Но все это не существенно – ведь на берегах Невы примерный семьянин Костя встречает яркую девушку Иру (Ирина Старшенбаум), которую не может выбросить из головы. А разбитной бабник Саня прямо в поезде клеится к скромной виолончелистке Насте (Елизавета Базыкина) – ее флажолеты околдовали беднягу похлеще приворотного зелья.
В центре сюжета – не любовный треугольник и даже не квадрат, а сложная геометрическая фигура с массой углов и граней. Костина жена Лиза (Анна Синякина), Сашина бывшая Галя (Анастасия Волынская), поклонник Лизы и ухажер Насти пересекаются с упомянутой четверкой в звонках, переписках, личных встречах, и разногласия между ними накапливаются и запутываются, будто клубок ядовитых змей. За какой хвост ни потянешь – неминуемо нарвешься на агрессивное шипение. Ложь, интригу, провокацию. Здесь врут, изменяют, оскорбляют, сожалеют о содеянном, а потом повторяют то же самое вновь, поскольку не в состоянии учиться на своих и чужих ошибках. С одной стороны, подобные противоречия и делают нас живыми. С другой – как же они иногда бесят!
В сериалах и фильмах мы любим подыскивать родственную душу, которой всячески сопереживаем. В «Надвое» же сопереживать конкретному герою нелегко. Каждый из них порой ведет себя как первосортная скотина, хотя с пеной у рта заверяет окружающих в обратном. Балом правит ревность. Обида. Зависть. Злоба. Элементарное, максимально бытовое действие выпускает на волю жутких тварей. Проверишь лайки в соцсетях и заподозришь близкого человека в измене. Прислушаешься к телефонной беседе за стенкой и поймешь, что с тревогой ловишь каждое слово: вдруг твой спокойный, упорядоченный мирок распался на атомы, а ты и не заметил?
На первый взгляд, конечно, Саня приятнее Кости. И не только потому, что Петров, в отличие от флегматичного Козловского, играет крайне раскрепощенно, чередуя неловкие подкаты и хохмы с истериками и пьяными откровениями. Просто он не болтается меж женой и любовницей, а копается в собственных чувствах к одной девушке – Насте. Которая боится потерять его, но при этом заглядывается на благообразного режиссера.
Костя же нагло врет московской супруге, а затем прыгает в «Сапсан» и вскоре вешает лапшу на уши питерской пассии. Однако он – совсем не сволочь без чести и принципов. А вполне обычный мужчина с намеками на кризис среднего возраста, чей брак превратился в рутину и вынудил искать счастья на стороне. Кто может сказать наверняка, что никогда не столкнется с чем-то подобным?
Безусловно, романтики в «Надвое» тоже хватает. Разговоры по душам, трепетные поцелуи, эйфория первых свиданий и долгожданных встреч после тягостной разлуки… Да и ассортимент откровенных сцен, в которых Петров и Козловский старались перещеголять друг друга, весьма широк. Но сериал Тодоровского – не произведение о любви. Судьбы персонажей сплетаются во всеобъемлющую мозаику, где можно разглядеть черты целого поколения Y, так называемых миллениалов. Которые лениво плывут по течению в комфортном обществе потребления, чинно просиживают положенные часы в стерильных офисах и не замахиваются на грандиозные свершения, хотя по достоинству оценивают жизненные блага вроде элитных машин и дорогих костюмов.
Каждое поколение, понятное дело, потеряно по-своему. И потерянность Сани с Костей в «Надвое» выражена отчетливее, чем их спутниц. Если Настя помышляла о музыкальной карьере, то Ира желала просто быть с Костей – без всяких неутоленных профессиональных амбиций. В любом случае девицы здесь точно знают, к чему стремятся. Костя же до посинения мечется от одной дамы сердца к другой, и даже когда он с трудом совершает решающий выбор, не верится, что это – навсегда. Работает он без особого рвения, хотя волею судеб усаживается в кресло босса. Аналогично и Саня продолжает терзать себя и окружающих всякими вредными домыслами, словно этот остепенившийся ловелас патологически не способен расслабиться в плену мирной семейной жизни.
В финальном эпизоде «Надвое» достигает взрывоопасной точки. Лихорадочные пляски на свадьбе напоминают сюрреалистический хоровод из шедевра Федерико Феллини «Восемь с половиной», где 200 артистов танцуют вокруг декораций неснятого фильма. Но Тодоровский не переводит концовку в разряд фантасмагории – напротив, жестокая реалистичность обманчивого хеппи-энда сражает наповал. И намекает, что человеческое счастье, спокойствие, душевная гармония так же зыбки, как расцвеченные ночными огнями воды Невы, по которым вальяжно скользит пароход.
В эпоху абсолютной цифровой открытости мы знаем друг о друге слишком много и одновременно слишком мало, поэтому невольно задаемся вопросом: возможна ли сейчас настоящая привязанность, искренняя преданность, основанная не на жалости или поиске выгоды, а на том чистом, беззаветном чувстве, которое принято называть любовью? В случае с самим Валерием Тодоровским – а сериал он посвятил покойной супруге и музе Евгении Брик – в это хочется верить. Но героев Петрова с Козловским он выпускает в расколотый надвое мир разбитых иллюзий, где никакого «жили долго и счастливо» нет и в помине. Остаются лишь секс до изнеможения, истерики и глупая, но отчаянная надежда на завтрашний день, который вряд ли способен что-то изменить.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…