26 ноября в широкий прокат вышла спортивная драма со Стасей Милославской и Светланой Ходченковой.
«На острие» зрители должны были увидеть еще весной, но из-за пандемии создателям пришлось подстраиваться под новые реалии. Возможно, оно и к лучшему: фильм о противостоянии двух саблисток как нельзя лучше подходит для просмотра на большом экране.
На конференции, посвященной премьере, создатели «На острие» рассказали, что не ставили перед собой задачу снять новаторское спортивное кино, которое за последние несколько лет стало частым гостем на больших экранах. Сознательно они отказались и от идеи создать классический байопик, хотя в картине, безусловно, есть сцены, вдохновленные реальными событиями. Такая тактика позволила им расширить творческие горизонты и использовать более широкий диапазон художественных средств, а также менять вектор истории в нужную им сторону.
Задача перед авторами стояла действительно амбициозная. Это видно и по тому, как зрелищно снят вид спорта, который скорее можно назвать камерным, и по довольно успешной попытке объять необъятное: в центре сюжета «На острие» оказываются сразу две героини, и в фокус попадают не только их бурно развивающийся конфликт, но и личные переживания.
Одна из них – матерая Александра Покровская (Светлана Ходченкова), которой для счастья не хватает только золотой олимпийской медали. Вторая – совсем юная Кира Егорова, быстро ставшая сенсацией в мире спорта. Взаимная неприязнь быстро перерастает в одержимость, и обе саблистки, не желая уступать друг другу, начинают жить и тренироваться на пределе (кстати, именно так звучит название проекта для иностранного проката).
При максимально простой фабуле в картине есть сразу несколько аспектов-размышлений на смежные темы. Создатели затрагивают и негласные правила большого спорта, требующего постоянных жертв и практически ничего не предлагающего взамен, и морально-этические вопросы, и размышляют о природе соперничества, постоянно подогреваемой извне.
«На острие» – это в принципе история о выборе и о том, как легко ступить на неправильную дорожку, независимо от того, насколько ты взрослый и опытный. И массовому зрителю такая история вполне может прийтись по вкусу благодаря навязчивой подаче, накалу страстей, глянцевой картинке и драйвовой музыке (два последних пункта перекликаются с «Тренером», в котором тоже удачно использовались такие приемы).
Блистают в своих ролях Светлана Ходченкова и Стася Милославская – две женские энергии сталкиваются на экране с такой силой, что летят искры. И если по одиночке их героини могут смотреться не так монументально (первой не всегда дается драма, а второй – искренняя радость), то в тандеме актрисы не просто прикрывают тыл друг друга, но и идут напролом. Молодость и дерзость сталкиваются с профессиональной закалкой, разрушительная энергия становится созидательной, и происходит чудо.
Убедителен и Сергей Пускепалис, которому досталась третья по важности роль. Он играет классического тренера, который ведет свою игру и взращивает в подопечных ревность – для пользы общего дела, конечно.
Зрелищность в фильме Эдуарда Бордукова однозначно стоит выше реалистичности. Соревнования в европейских столицах проходят на фоне городских достопримечательностей, одна из героинь живет в двухэтажном общежитии, а дом второй представляет собой роскошнейший, но совершенно безжизненный лофт. Все эти мелочи, к которым можно придраться, работают в первую очередь на картину и драматургию. Кроме того, хороша хореография, в которой много танцевальных движений, придающих происходящему особенную динамику, прекрасна работа со светом в клубных сценах – они настолько настроенческие, что почти мгновенно создают эффект погружения.
Несмотря на то, что ничего нового создатели не изобретают и используют привычные для жанра сюжетные триггеры и визуальные метафоры, «На острие» приятно смотреть. Претензии могут возникнуть ближе к финалу, когда авторы аккуратно подбирают все сюжетные ниточки и закрывают дополнительные линии. На это требуется время – основная линия тяжелеет под весом второстепенных факторов, и динамика проседает. В итоге, когда зритель добирается до второй кульминации, новое дыхание у него не открывается, а сама концовка выглядит скорее скомканной. Тем не менее именно финал расставляет все по своим местам, а продуманность сценария и сама постановка обещают картине успех у зрителей.
Комментарии