Рецензии

«Сны моего отца 2.0» в Маяковке: Фантасмагорический иммерсив для взрослых

В это сложно поверить, но Роман Михайлов, доктор физико-математических наук и профессор РАН, начал ставить спектакли за десять лет до того, как завершил научную деятельность и выпустил свой кинодебют, «Сказку для старых». И первым его опусом на сцене, пускай и в качестве сорежиссера, стали «Сны моего отца» в театре Morph – инсценировка собственного сборника рассказов. Два года спустя она получила обновленную версию, а в начале 2020-х за фантастический сюжет взялся Егор Перегудов, представив его на сцене РАМТа, где спектакль прожил насыщенную, но не очень долгую жизнь.

Теперь же «Сны» возродились в Театре имени Маяковского под его руководством – с новыми смыслами (отсюда приписка 2.0 в названии) и старыми героями: к одной из главных ролей вернулся Денис Шведов.

К месту действия зрители пробираются служебными коридорами: удивленную публику в самое нутро театра проводят невозмутимые капельдинеры, заметно отдалившиеся от привычных входов в зал. Для того чтобы занять свое кресло, нужно пересечь сцену, заставленную декорациями – потрепанным чехословацким диваном, простеньким кухонным гарнитуром, парой стульев. И множеством фанерных листов, на поверхности которых небрежно рассыпаны лозунги. Иногда созидательные и вдохновляющие, порой – решительно панковские (сценография и костюмы – Владимир Арефьев).

Традиционная просьба выключить звук на мобильных девайсах превращается в адекватный обстановке дисклеймер: «Отключите телефоны, здесь – в шатких и невменяемых мирах Романа Михайлова – они бесполезны. Не пытайтесь покинуть помещение самостоятельно, выход вы все равно не найдете». Смысл этих строк становится понятен лишь тогда, когда огромная металлическая конструкция – высотой в семь зрительских рядов – неожиданно начинает движение.

Главные герои, которых Урод (Шведов), вернувшийся из Америки торговец антиквариатом, отправляет в глубинку за деревянными ложками, подобно кэрролловской Алисе проваливаются не то в Кроличью нору, не то на Изнанку мира, где привычное оборачивается совершенно незнакомым, звучит ангельский язык и гремит – то ли в самом деле, то ли в чужом сознании – страшная война.

В эту фантасмагорию, (не)реальность которой перестает реагировать на любые земные законы, вместе с Володей (Сергей Беляев) и его приятелем Диджеем (Иван Выборнов) сценическая машинерия исправно отправляет и зрителей. Протаскивает сквозь дым и ветер, огни и тени, музыку и беснующихся по сторонам «людей тайн», когда-то учившихся в специальном интернате, и с тех пор не растерявших умения вызывать дождь. В какой-то момент погодные чудеса решат продемонстрировать и публике – и в азартном запале сорвут со стола клеенку, чтобы самые платежеспособные гости нечаянно не промокли.

Все это изрядно напоминает не то иммерсивное представление, не то перформанс, развернувшийся в прорехе между двумя мирами – физическим, где остались верные приметы эпохи, вроде кассетного плеера, и символическим, где время течет по своим законам, а самые незначительные вещи могут изменить бытие – а значит, и сознание. 

Заплутать в слоях смысла и бессмыслицы действительно легко, поэтому к посещению премьеры лучше всего отнестись со спокойной любознательностью. Не удивляться историям про старика, забирающего у людей кошмары (заслуженный артист России Сергей Рубеко), про засыпающих мертвым сном собак и про ветер, который необратимо изуродовал мальчика, так не вовремя выглянувшего в окно (Шведов здесь действительно щеголяет перетянутым скотчем лицом и белоснежной склерной линзой, а по сцене гуляют потоки воздуха, разгоняемые настольными вентиляторами и исполинскими аппаратами, напоминающими самолетные двигатели).

Но самое главное – научиться на веру принимать ту или иную точку зрения, даже если они противоречат друг другу и самой реальности, как в случае с Человеком войны (Сергей Удовик) и Ефрейтором (Вячеслав Ковалев).

«В рассказах Михайлова, написанных про 1990-е, есть точное ощущение размытой реальности человека в информационном обществе. Ты никогда не знаешь точно, что происходит, ты лишь объект информационной атаки. И чтобы как-то выжить в этой абсурдности, любым способом пытаешься очертить границы», – объясняет Перегудов свою задумку.

Удивительно созвучную времени настоящему, переполненному дипфейками и широко тиражируемыми ИИ-роликами.

К оригинальным произведениям Михайлова худрук добавил его поздние рассказы, а в финал вывел стихотворение Бориса Рыжего «А иногда отец мне говорил…». Отношения смущенного родителя и повзрослевшего сына – сюжетный каркас постановки – тоже оттуда: из эпохи тотальной безотцовщины, где поводом для сердечной беседы становится отвлеченный, но при этом парадоксально интимный вопрос.

Еще одна характерная для произведений Михайлова тема – связь со вселенной, или, если угодно, Богом. Здесь говорят про Иерусалим и Тибет, а потерявшийся в запредельном пространстве Володя в какой-то момент подозрительно смахивает ни много ни мало на Христа.

Разбавляют минуты просветленной патетики репризы Олега Сапиро – он играет Человека пути и предстает перед зрителем то неприятным проводником с сальными жестами (а в России, как известно, поезда – территория мистического и сакрального), то добродушным шофером.

Но так или иначе наступает момент, когда зыбкость смыслов и искаженность мышления начинает играть против создателей: катарсис, который здесь предусмотрен, куда легче переживать стоя на земле, которая не уходит из-под ног каждую минуту. К концу второго часа начинает мешать его восприятию и безусловная техничность спектакля – с филигранными перестановками, выверенными движениями артистов и незаметной, точечной сменой декораций.

Круговертью, которая окончательно превращается в аттракцион, смазываются и острейшие переживания героев – если в любовную очарованность и растроганность, вызванную исполнением почти несбыточной мечты, поверить легко, то агонический страх, подкрепленный неожиданно высокопарным сравнением мужских и женских чувств, кажется искусственным. Но даже при этих шероховатостях «Сны моего отца 2.0», своеобразное путешествие к себе и обратно, остаются уникальным театральным опытом. Причем в равной мере это относится как к артистам, так и к зрителям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Буратино»: Невероятные приключения любимых героев в Италии

90 лет тому назад не волшебник, но мастер слова Алексей Толстой адаптировал сказку Карло Коллоди о длинноносом непоседе Пиноккио для…

5 часов назад

VII Зимний международный фестиваль искусств стартует 11 января

С 11 января по 13 февраля 2026 года в Москве состоится VII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста…

19 часов назад

«Легенды наших предков» победили на фестивале детского кино в Италии

Семейное фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» завоевало награду на итальянском смотре vvfilmf – одном из крупных европейских фестивалей, который…

22 часа назад

Самые известные снеговики в кино

Снеговик кажется самым безобидным персонажем зимы. Его лепят дети, он тает первым и обычно ни во что не вмешивается. Но…

23 часа назад

Никита Михалков переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ

Никита Михалков снова переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ. Этот пост он занимает с 1998 года. Соответствующее решение было…

1 день назад

Зимние спектакли, которые стоит посмотреть в театре с детьми

Новый год – время волшебства. А где еще можно найти настоящие чудеса, как не в театре? В этой подборке рассказываем…

1 день назад