Кино

Грибы и мы: Киногид по таинственному царству

Грибы в России – больше, чем грибы. Кто-то может на это возразить, что грибы в принципе больше, чем грибы, вне зависимости от того, где они произрастают. Ведь грибы занимают важное место в культуре практически любого народа. Люди издревле грибами питались, лечились и вдохновлялись, а также использовали их для путешествий за границы реальности. Грибы присутствуют как в древнейших космогонических мифах, так и в современных художественных произведениях – литературных, музыкальных, каких угодно. Но, пожалуй, ни в одной культурной традиции грибы не представлены в таком широком семантическом диапазоне, как в русской. Чтобы в этом убедиться, предлагаем рассмотреть несколько примеров того, какие разные роли отводятся грибам в советском и российском кинематографе.

Начнем с самого простого и хрестоматийного примера – мультфильма 1958 года «Грибок-теремок» по сказке Владимира Сутеева «Под грибом». Последняя является, конечно же, всего лишь одной из многочисленных версий широко распространенного фольклорного сюжета, адаптированной для конкретной аудитории. В мультике, напомним, лесные обитатели прячутся от дождя под шляпкой гриба, который растет по мере того, как их число увеличивается. Сначала под шляпкой умещается один муравьишка, затем к нему присоединяется бабочка, далее – воробушек, мышка и даже целый заяц. То есть, как видим, гриб выполняет здесь сразу две функции: охранительную и объединительную. В иных же вариантах того же сюжета, более ранних, гриб также олицетворяет фаллическое начало и связь с мировым древом. Что, впрочем, просматривается и здесь, но в тщательно завуалированном виде.

Зато в другом творении «Союзмультфильма» сексуализация грибов прямо-таки налицо. Речь об анимационной ленте «Как грибы с горохом воевали» (1977), опять же по мотивам народной сказки (по ней же, к слову, сам Игорь Стравинский в свое время забавную песенку сочинил). Правитель грибного царства Боровик XVI собирается выдать замуж свою дочь Белянку. Среди потенциальных женихов – Мухомор, Валуй и Дубовик. Каждый из них наделен каким-нибудь несомненным достоинством, но Белянка предпочитает Груздя. Внезапно лидер соседнего государства царь Горох тоже изъявляет намерение на Белянке жениться, а получив отказ, идет на грибы войной.

В итоге дать отпор ему оказывается в силах только Груздь, который и заполучает себе в жены прелестную Беляночку. В финале нарочито гипермаскулинной наружности антропоморфный Груздь и, напротив, подчеркнуто феминной наружности Белянка (длинноногая блондинка с тонкой талией и огромными глазами) берутся за руки и улетают производить совместное потомство. Так эрос одерживает верх над танатосом. Стало быть, перед нами фактически иллюстрация к лозунгу хиппи-пацифистов. Но с важной оговоркой: прежде чем заниматься любовью, надо сперва все-таки войну закончить, желательно – победой над врагом. Очень злободневно.

Ну а теперь кое-что совершенно иное. Культовая экзистенциальная мелодрама Георгия Данелии «Осенний марафон» (1979). Герой Олега Басилашвили, переводчик Бузыкин, без конца мечется от жены к любовнице и обратно, все глубже увязая в болоте лжи. Как вдруг в его жизнь врывается лучик надежды, будто бы ниспосланный свыше на подмогу сосед Василий Игнатьич Харитонов (Евгений Леонов). С собой Василий Игнатьич приносит бутылку водки и мудрость. Мудрость заключается в следующем: «Съездил бы за грибами, пол-литру бы купил, рюмочку нолил – и грибочек».

Увы, Бузыкин слеп и глух, да и духом слаб, оттого мудрости не внемлет. Василий Игнатьич, к чести его, не сдается, а побуждает отправиться вместе с собою по грибы. В этот момент картина приобретает отчетливые мифологические черты. «По грибы» – это ведь всего лишь предлог, в действительности же Василий Игнатьич, в сущности представляющий собой проводника-наставника наподобие Гэндальфа из «Хоббита» (неслучайно Леонов, с которого был срисован облик Бильбо в советском издании, далее между делом произносит фразу «Туда и обратно», отсылающую к тексту Толкина), призывает отправиться в удивительное и полное приключений странствие в волшебное, недоступное обычному смертному пространство.

Но герой этого мифа не Бузыкин, а его коллега из Дании Билл Хансен (Норберт Кухинке). Бузыкин отказывается следовать призыву, добровольно оставаясь заключенным в своем замкнутом порочном круге, и приключения остаются за кадром. Мы узнаем лишь, что Билл Хансен вернулся оттуда – из квеста «по грибы» – совсем другим человеком и не с пустыми руками, а, как и полагается, с неким сакральным знанием. «Андрей, там было много новых слов. Я запомнил. Это может быть интересно…» – такова его прощальная реплика.

Вообще же духовная практика хождения в лес за грибами, как известно любому носителю русского культурного кода, сопряжена с отдельным ритуалом. Необходимо и обмундирование правильное подобрать, и вооружиться соответствующе, и морально как следует подготовиться, и теоретическую базу освоить. Оно и немудрено, учитывая сугубо хтоническую природу грибов и потустороннюю природу самого леса. Всякий раз, отправляясь за грибами, грибник должен отдавать себе отчет, что ступает на территорию, где земные законы работают не всегда и где он, словно кот Шредингера, единовременно находится как бы в двух мирах – мире живых и мире мертвых.

Как именно это бывает, можно наблюдать в фильме Николая Кошелева «Грибной дождь» (1982). В нем сотрудники провинциальной типографии организуют совместную поездку за грибами. Увлеченные своими заботами, они не замечают исчезновения какой-то бабки. Вернее, замечают, но в самый последний момент, когда пора уже загружаться в автобус и возвращаться обратно. Судьба этой бабки становится неопределенной: кто-то считает, что она своим ходом, на другой машине, домой двинула, кто-то – что надо срочно ее искать. Соответственно, для всех она существует в квантовой суперпозиции. Меж тем растущее беспокойство за старушку сплачивает коллектив и заставляет каждого индивида многое понять и переосмыслить. И все опять-таки благодаря грибам.

Однако лучше всего многое понять и переосмыслить грибы  помогают, если употреблять их вовнутрь. По крайней мере, некоторые из них. Вавилен Татарский из экранизации романа Виктора Пелевина «Generation П» (2011), отведав мухоморов, выдвинул теорию, согласно которой «люди – просто вспомогательная форма жизни, которую мухомор использует для достижения своей высшей цели». После чего выслушал от воображаемого Гусейна историю про птичий парламент, нашел зиккурат богини Иштар и разработал концепцию для рекламы табачной компании, что дало мощный толчок его карьере.

Или вот, кино посвежее, комедия про выживание в экстремальных условиях «Дикая» (2022). Таисия Вилкова играет фифу из Москвы, которая в результате невероятного стечения обстоятельств обнаруживает себя посреди бескрайней сибирской тайги. В поисках пищи она натыкается на какие-то симпатичные грибочки под деревом, готовит из них «якутское поке» и перемещается в другое измерение, где имеет душеспасительный разговор с песцом Игнатом. В частности, песец Игнат сообщает ей, что надо было поступать в институт на маркетолога и строить карьеру, а не вот это все. А теперь, мол, поздно. Никто, говорит, тебя не спасет, сама выкручивайся. Тем не менее вскоре фифа из Москвы все же встретит доброго человека и выкрутится при его содействии. Так что не стоит верить всему, что с вами происходит, когда поели грибов.

Грибы ведь бывают очень коварны. Неслучайно те же мухоморы служат одним из атрибутов важнейшего персонажа русского фольклора – Бабы-яги (вспомнить хотя бы иллюстрацию Ивана Билибина «Баба-яга в ступе» к сказке «Василиса Прекрасная»). Связь нечистой силы – ведьмовства, если конкретнее, – с грибами в русской культуре по сей день достаточно крепка. Чему убедительным свидетельством служит мистический постхоррор «Побочный эффект» (2020), в котором ведьма в исполнении Александры Ревенко кучеряво живет не в избушке на курьих ножках, а в Доме на набережной и оперирует особой грибной магией. Она сулит доверчивым гражданам воплощение заветных мечт и кормит их грибами, вследствие чего те постепенно утрачивают рассудок и превращаются в ее рабов. А то и вовсе в лошадей.

Ну а самая забористая грибная хтонь гнездится глубоко в недрах нашей необъятной родины. В фантастическом бодихорроре «Кольская сверхглубокая» блондинистая ученая (Милена Радулович), сопровождаемая отрядом военных, спускается в обозначенную в заглавии шахту, чтобы установить, что за чертовщина там творится. И находит колонию древних теплолюбивых паразитических грибов, отчаянно рвущихся наружу. Все это притом разворачивается на фоне перестроечного СССР, что должно, наверное, что-нибудь символизировать и на что-нибудь намекать.

Как бы то ни было, сами грибы зла в себе не несут. В худшем случае они могут быть орудием в руках злодея или же действовать в собственных интересах, которые с нашими интересами расходятся и для нас непостижимы. По большей же части грибы в основном безобидны и даже полезны, особенно если осторожно и уважительно к ним относиться. Как минимум не есть их без разбору сырыми. При вдумчивом же подходе можно научиться у грибов многим полезным вещам. Скажем, носить шляпы (шляпы – это здорово), жить в лесу и всегда держаться вместе. Весьма умно, не правда ли? Но вместе с тем всегда нужно помнить, что как бы мы ни старались равняться на грибы, нам никогда не достичь того совершенства, которое способен достичь обыкновенный груздь, если его грамотно засолить и подать со сметаной и луком под запотевшую рюмочку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Капитанская дочка»: Эталон русской классики на театральной сцене

Мечту поставить «Капитанскую дочку» Сергей Безруков вынашивал давно: несколько лет назад на фестивале «Фабрика Станиславского» даже выпустил авторский эскиз. Он…

3 часа назад

Никита Михалков открыл новый сезон «Мастерской «12»

В «Мастерской «12» состоялся сбор труппы, на котором планы на предстоящий сезон озвучил художественный руководитель театра Никита Михалков. «Я очень…

17 часов назад

Академия Н.С. Михалкова проведет фестиваль, посвященный юбилею А.С. Пушкина

Фестиваль, посвященный русским классикам, проводится Академией кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова седьмой год подряд при поддержке Министерства культуры Российской…

20 часов назад

ММКФ объявил даты проведения в 2025 году

В следующем году Московский международный кинофестиваль пройдет в 47-й раз. Смотр объявил даты проведения – с 17 по 24 апреля.…

20 часов назад

«Маме снова 17»: Комедия о том, как вернуть 2005-й и преодолеть демографический кризис

В 2005 году некая женщина, обеспокоенная болезненной бледностью своей 17-летней дочери, отводит ее к колдунье. Та моментально ставит диагноз: беременность.…

22 часа назад

Люди в черном: Зорро, пронзившие наши сердца

Кто не знает Зорро? Зорро знают все. И при этом не знает никто. Как часто случается с достославными личностями, реальный…

1 день назад