Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Журнал > Можем повторить: Кто и почему возвращает в прокат культовое кино

Можем повторить: Кто и почему возвращает в прокат культовое кино

29 января 2021 /
Можем повторить: Кто и почему возвращает в прокат культовое кино

29 января на экраны столицы вышел в повторный прокат «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча (2001), а с 30-го – фильм Ларса фон Триера «Рассекая волны» (1996).

Проверенные временем фильмы все чаще появляются в кинотеатрах. И дело вовсе не в дефиците новинок. «КиноРепортер» разобрался в том, каковы причины этих камбэков, сколько зарабатывает «старое» кино и кому интересно его показывать.  

После победного шествия «Аватара» в кинотеатрах в начале 2010-х поднялась настоящая волна повторных релизов блокбастеров прошлого, доработанных под 3D. На этом цунами в новомодный формат выбросило «Титаник»: Джеймс Кэмерон потратил 18 млн долларов на конвертацию в 3D и реставрацию в 4K.

Ход оказался крайне удачным, фильм вышел в прокат к столетию катастрофы и добавил в свою копилку $343 млн, став вторым блокбастером в истории, собравшим более $2 млрд (первым был как раз «Аватар»). Затем Стивен Спилберг отметил трехмерным перерождением 20-летие «Парка Юрского периода», а Джордж Лукас выпустил в 3D первую серию «Звездных войн».

Затем, правда, Lucasfilm купила Disney, решившая заняться трилогией новых эпизодов, а не возвращением старых. Но прежде чем переснимать свое анимационное наследие, студия, наоборот, проверила любовь зрителей, перевыпустив в 3D «Короля Льва», «В поисках Немо», «Красавицу и Чудовище», «Корпорацию монстров», «Русалочку» и две первых «Истории игрушек».

Увы, к 2017 году зрителям порядком надоело носить очки, и мода на технологию спала: «Терминатор 2: Судный день 3D» провалился, едва собрав по миру $4 млн — в 85 раз меньше «Титаника»! Тем не менее 8 из 10 самых кассовых повторных релизов в России — 3D-конвертации. Неудивительно, ведь ими занимались прокатчики-мейджоры, которые готовы тратиться на рекламу и могут договориться с кинотеатрами о более выгодном показе.

Однако в целом повторный прокат старых фильмов крупных российских игроков не особо интересует. Из всех дистрибуторов, представляющих интересы голливудских мейджоров, лишь «Каро Премьер» изредка выпускала на нашей территории «старье»: в 2016-м – трех первых «Гарри Поттеров», в 2018-м – праздновавшую полувековой юбилей фантастику Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», а в прошедшее ковидное лето — к премьере ожидаемого «Довода» — «Начало» Кристофера Нолана. Негусто, если сравнивать с США, где культовое кино регулярно, хоть и ограниченно, возвращается в кинотеатры.

Прошлогодним выпуском «Матрицы» уже занималась небольшая компания «Маурис Филм», приурочившая релиз к 20-летию со дня выхода боевика сестер Вачовски в российский прокат. Ленту показали в 105 городах России, и, собрав 24 млн рублей, она стала самым кассовым «старым» фильмом в отечественном прокате из тех, что выходили в обычном формате. Однако дальше дело не пошло: с тех пор компания выпустила лишь два европейских фестивальных фильма, и оба новых.  

«Это нормальное явление для бизнеса, когда далеко не основным направлением крупная компания сама не занимается, а передает в управление малой. У них наверняка задачи есть важнее и масштабнее, чем выпуск фильмов в РФ из своей библиотеки», — объясняет отсутствие интереса у мейджоров Алексей Бажин, арт-директор компании «Иноекино», которая 6 лет назад начала показывать в кино классику мирового кино и культовые фильмы.

Инициатива стартовала с разовых показов в одном кинотеатре и доросла до выпуска фильмов в российский прокат в 50–100 городах на 150–300 копиях. Крупнейшим успехом «Иноекино» стал культовый «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера, на идеи из которого, по мнению Бажина, появился общественный запрос.

Пандемия ударила по компании, как и по всей индустрии, но она все же выпустила в этом году «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта и «Сияние» Стэнли Кубрика. Несмотря на сложную ситуацию с кинотеатрами, фильмы заняли вторую и третью строчки в списке самых кассовых релизов фирмы.

Решение, за какую классику взяться, по словам Бажина, зависит от понимания мирового кинематографа, ценности большого экрана для тех или иных фильмов, грядущих и новейших реставраций, юбилеев.

«Логика «спрос диктует предложение» далеко не всегда применима в нашей компании, бывает и ровно наоборот».

В своем ностальгическом сегменте «Иноекино», среди других релизов которой — «Чужой», «Апокалипсис сегодня», «Форрест Гамп» и «Побег из Шоушенка», без сомнения, является лидером. С пыльными зрительскими хитами когда-то пытались работать и другие прокатчики: «Каравелла DDC» в 2012-м («Криминальное чтиво», «Ромео + Джульетта», «Большой Лебовски», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе») и «Другое кино» в 2013-м («Карты, деньги, два ствола» и «Назад в будущее»), но без особого успеха: обе компании давно закрылись.

Некоторые прокатчики показывают кино целыми режиссерскими ретроспективами. Russian World Vision крутила в кинотеатрах Дэвида Линча, «Искусство кино» — отреставрированного Андрея Тарковского, «План Проект» — подборку картин Алексея Германа, «Русский репортаж» анонсировал большую программу Ларса фон Триера к 65-летию.

Унесённые призраками — Русский трейлер (2001)

Особенным успехом среди россиян пользуется анимация Хаяо Миядзаки. В 2018-м кинокомпания «Пионер» приобрела права на коллекцию из 17 фильмов японской студии Ghibli, не все из которых показывали у нас на большом экране.

«В нынешних условиях, когда мы наблюдаем страшную нехватку контента, такие культовые вещи, как фильмы Миядзаки, обретают новую жизнь», – отмечает генеральный директор кинокомпании Александра Геллер. В «Пионере» результаты проката Миядзаки считают успешными: «Отклик невероятный, зрителей на сеансе бывает больше, чем у самых кассовых и важных фильмов уик-энда».

По ее словам, ходят не только давние фанаты аниматора, но и новые зрители. Самым кассовым участником ретроспективы стали «Унесенные призраками». Прокатчик также работает с фанатской аудиторией: поклонники аниме собираются в группы «ВКонтакте» по городам и просят кинотеатры поставить фильм в прокат. При этом компания не собирается ограничиваться Миядзаки и продолжит экспериментировать.

«Повторный прокат культовых картин всегда удачен и всегда актуален. Пересматривать шедевры на большом экране – это совершенно другой опыт восприятия, и его невозможно сравнить с просмотром дома, как бы хорошо ты ни знал фильм, всегда открывается что-то новое».

Что ж, если это действительно так, то стриминг никогда не убьет кинотеатры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: