Новаторская анимация, милая сказка, пугающая фантасмагория и культовые блокбастеры.
Когда наступает лето, появляются они. Самые раздражающие существа на свете. Нет, не телефонные мошенники. И не шумные соседи. А растреклятые комары. Которые не только на природе продыху не дают, но и в городе досаждают, просачиваясь даже в крохотные щелочки. В кино эти противные создания тоже просочились. Их избранные появления на экране мы и решили вспомнить, разбавив комариную компанию столь же гнусными москитами, которые обитают в иных широтах и отличаются меньшими размерами (но не меньшей вредностью).
«Как действует москит» (1912)
Комары и москиты волновали художников с режиссерами еще на рассвете кинематографа. В 1912 году Уинзор МакКэй снял революционную по тем временам анимационную короткометражку про симпатичное с виду – только с виду! – насекомое в цилиндре. Которое проникает в квартиру к ничего не подозревающему гражданину и набрасывается на него, когда гражданин находится в максимально уязвимом (сонном) состоянии. Весь фильм, собственно, посвящен попыткам москита присосаться к дремлющему мужику.
Само зрелище, надо заметить, крайне увлекательное. Тут тебе и юмор, и саспенс, и ненавязчивая мораль в финале. Которая сводится к тому, что жадность фраеров губит всегда и везде. За шесть минут москит успевает даже пробить «четвертую стену», а его творец МакКэй продолжит оттачивать мастерство на других работах и спустя два года представит публике первую мультяшку-суперзвезду: динозаврика Герти. Уолту Диснею тогда было всего 13 лет.
«Сказка про Комара Комаровича» (1981)
В советскую анимацию комары тоже заглядывали. Вот, например, обаятельный мультфильм по мотивам сказки Дмитрия Мамина-Сибиряка, которая носит название «Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост». Главные действующие лица, как нетрудно догадаться, – храбрый Комар и наглый Медведь. Последний заявился на болото и, по сюжету сказки, что-то жуткое там натворил. «Как лег в траву, так сейчас же задавил пятьсот комаров; как дохнул – проглотил целую сотню… Вот бессовестная тварь! Забрался в чужое место, погубил напрасно столько комариных душ да еще спит так сладко!»
Отсюда ясно, на чьей стороне симпатии Мамина-Сибиряка. Поэтому он и натравливает насекомых на мохнатого Мишу, который в конце концов еле лапы от них уносит. «Я за это болото стою! Комары мне все – и я все комарам!». Так мог бы выразиться Комар Комарович, если бы в игровой адаптации его сыграл Никита Кологривый. В мультике же Комарович выглядит весьма интеллигентно – с усиками, очочками и галстуком-бабочкой. Еще и на скрипочке так пиликает, что невольно заслушаешься. Уникальный случай, в общем: когда комары не ко всем подряд пристают, а лишь тем мстят, кто сам напросился.
«Парк Юрского периода» (1993)
Комары – отправная точка знаменитой франшизы Стивена Спилберга. На познавательной лекции, которую профессор Хэммонд проводит для дорогих гостей парка во главе с доктором Грантом, демонстрируется в том числе короткий мультик. Проливающий свет на то, как ученые смогли получить ДНК динозавров.
Жил да был, значит, 100 млн лет назад комарик. Напился он как-то раз динозавровой кровушки, а потом сел на ствол дерева и увяз в смоле. Постепенно смола превратилась в окаменелость, а когда на нее однажды наткнулись бравые археологи, комарик – вот он, тут как тут, застрял в янтаре. Отлично сохранившись вместе с кровушкой. Так что комары еще в незапамятные времена жизнь доисторическим ящерам отравляли. Десять лет назад, кстати, в штате Монтана обнаружили древнего комара со следами крови в брюшке. Да только сгенерировать из него ти-рекса или диплодока не удалось – молекулы ДНК, к сожалению, становятся «нечитаемыми» за полтора миллиона лет.
«Москиты» (1994)
Маленькое, да удаленькое кино, в чем-то воскрешающее атмосферу ужастиков 1950-х. Где тоже нередко фигурировали всякие сверхъестественные твари. Потрясающая завязка сходу задает фильму нужный тон. В американском национальном парке падает корабль с пришельцами на борту. До пришельцев тут же добираются вездесущие москиты. Напившись инопланетной кровищи, насекомые радостно мутируют, раздуваются до гигантских размеров и делают кусь тем, кому не посчастливилось с ними столкнуться.
Рейнджера из парка сыграл Гуннар Хансен, изображавший Лезерфейса в «Техасской резне бензопилой» 1974 года. В компанию грабителей банка, которых огромные москиты тиранят, затесался гитарист Рон Эштон – один из отцов-основателей легендарных The Stooges. А на происходящем не просто лежит печать винтажной веселухи, которую мы потеряли, но какая-то чистая и наивная трепетность во всем ощущается. Особенно в заботливо выращенных модельках москитов, созданных с помощью кукол и сразу нескольких техник анимации. Настоящий подарок тем, кто периодически пересматривает «Нападение гигантских пиявок», «Тарантула» и прочие им подобные опусы.
«Джуманджи» (1995)
«Всего один его укус проверит кровь твою на вкус!» Как вы наверняка помните, в семейной фантастике Джо Джонстона детки играют в очень странную настолку, призывая разные бедствия на свои растрепанные макушки. Одним из первых бедствий оказывается нашествие злобных москитов, которые появились откуда ни возьмись на чердаке старого дома Пэрришей, мерзко жужжа и норовя ужалить деток в какое-нибудь незащищенное местечко.
Пока юный Питер в ужасе прячется, отважная Джуди хватает ракетку и давай метелить интервентов со всей пролетарской ненавистью. Девять лет спустя эти навыки пригодятся Кирстен Данст на съемках «Уимблдона». А сами москиты вернутся в простенькой игрушке Jumanji: The Curse Returns и мультсериале, где герои внезапно используют их в лечебных целях – чтобы высосать из крови Алана яд. Еще одни злодеи, перешедшие на сторону добра. Хоть и не по собственной воле.
«Человек-комар» (2005)
Ладно, шут с ними, с блокбастерами. Перейдем-ка к чему позанятнее: к ленте с говорящим заголовком «Человек-комар». В альтернативной вселенной она могла бы влиться в мультиверс с участием «Человека-паука» и «Человека-муравья». Но нет. Это не дорогущий аттракцион Marvel, а поделка некого Тибора Такача, который в 1980-е выпустил умеренно известную хоррор-дилогию «Врата», а затем переключился на боевики с Марком Дакаскасом (вполне логичный поворот). Так вот, «Человек-комар» – это как кроненберговская «Муха». Только без Джеффа Голдблюма и, соответственно, Кроненберга.
Штаты страдают от очередной эпидемии. Переносчиками заразы являются зараженные комары. В специальной лаборатории их облучают, чтобы каким-то загадочным образом антивирус изобрести. Далее по классике: блестящий план срывается, а в дело вмешивается зек, попытавшийся совершить дерзкий побег, но из-за взрыва получивший мощную дозу химикатов. После чего он и начинает превращаться в гигантского комара. Который, положим, не столько на комара похож, сколько на чудо-юдо из «Голого завтрака» все того же Кроненберга. Но это не мешает ему беспределить по полной – честных граждан стращать, жало в них всаживать и все такое. Фильм 2005 года, а выглядит так очаровательно, будто из славной VHS-эры к нам залетел.
«Комар-оборотень: Охотник на нацистов» (2016)
Комары и нацисты – враги рода человеческого. Поэтому определенно любопытной идеей было не только в одно произведение их запихнуть, но и друг на дружку натравить. Подлые нацисты, постоянно проводившие подлые эксперименты, устраивают еще один: превращают пленного американского солдата в комара-оборотня. Теперь при виде крови (сам фильм черно-белый, но кровушка, конечно же, алая) он трясется, звереет и оборачивается смешным чудовищем, отдаленно смахивающим на комара. И желающим отомстить гадам, что сотворили с ним сие изуверство.
Уроженец Миннесоты Кристофер Р. Мим приложил к этому шедевру руку как сценарист, режиссер, оператор, продюсер и монтажер. Чем уже заслуживает минимум дружеского похлопывания по плечу. А максимум – аплодисментов за попытки вернуть нам тот самый дух старинных ужастиков, о котором мы ранее упомянули, а сейчас охотно упоминаем еще раз. Ведь сам факт существования таких картин, как «Монстр призрачного озера», «Оно пришло из другого мира» и «Пещерные женщины на Марсе», подтверждает, что не перевелись пока фантазеры в бездушном засилье сиквелов и ремейков.
«Империя комаров» (2020)
Ну и на закуску кое-что в высшей степени самобытное. Еще более самобытное, чем «Комар-оборотень». А именно, фантасмагоричный боди-хоррор из Польши, где нездоровое увлечение героя комарами приводит нас в офисы на Уолл-стрит и возвращает в нестабильный 2007-й. Когда в Штатах грянул финансовый кризис. Сперва мы несколько минут наблюдаем за полетом комарика, который в итоге впивается в шею аналитика из Нью-Йорка. Тот разрабатывает малопонятные экономические модели на основе поведения насекомых. Но после знакомства с комаром физиономия аналитика начинает распухать, а реальность вокруг него размывается, превращаясь в натуральный кошмар наяву. Заполненный раздражающим гудением комаровичей.
Короче, если вам казалось, что проклятые бестии способны свести человека с ума, то… вам не казалось. Вот до чего доводит бесцеремонное вторжение комаров в нашу с вами мирную жизнь. Тут уже не только тело укусами да язвами покроется, а крыша начисто съедет. Что с бедолагой аналитиком и происходит. При этом оформлено его падение в бездну в безупречно стильной визионерской манере, отмеченной спецпризом на Венецианском кинофестивале. Пропустили ли на премьеру армию комаров – история умалчивает.
Комментарии