«Муми-тролли на Ривьере» (2014)
Муми-тролли, прелестные чудики из произведений Туве Янссон, готовятся громко напомнить о себе. Удивительно, но до сих пор в США не выходило ни одного мультфильма об их приключениях. Зато вскоре нагрянет полный метр от Ребекки Шугар, создательницы «Вселенной Стивена», и уважаемой студии Annapurna Animation. Также в обозримом будущем нас ждет видеоигра Moomintroll: Winter’s Warmth, где Муми-тролль, раньше времени пробудившийся от зимней спячки, развлекается, как может, в заснеженном мире. Пользуясь случаем, вспоминаем, как муми-тролли прежде оживали на экране – в Европе, Азии и Советском Союзе.
На закате 1950-х в Германии вышел ныне забытый, но официально дебютный сериал про муми-троллей, получивший 2 сезона и в общей сложности 12 эпизодов. Первая половина основана на сказке «Шляпа волшебника», где магический цилиндр окутал жизнь в Муми-доле тучами хаоса (Муми-тролль, например, из-за него превратился в уродца, а зловредный Муравьиный лев – в безобидного ежика). Вторая часть вдохновлена «Опасным летом»: муми-семейство лишается крова из-за наводнения и отправляется на поиски нового дома.
Созданием черно-белого сериала занимался Аугсбургский театр марионеток. В августе 1959-го он организовал представления во Франкфурте-на-Майне, которые одновременно запечатлевались на телекамеры и радовали реальных гостей выставки. В действе участвовали такие культовые фигуры, как Хемуль, Тофсла с Вифслой, Снусмумрик и кошмарная Морра. Рукотворное очарование этой интерпретации безгранично, хотя снимки кукольной постановки кого-то могут смутить, ибо герои здесь раскрашены во все мыслимые цвета: Муми-тролль желтый, Фрекен Снорк красная, Тофсла и Вифсла черные, Муми-папа шоколадный.
Следом пухлые симпатяги двинулись в Японию, где им посвятили внезапно скандальный сериал на 65 эпизодов. Многие из них не адаптировали книжные сюжеты, а предлагали самостоятельные истории. Скандальность же объяснялась тем, что креативщики из Страны восходящего солнца изменили мир Янссон до неузнаваемости, шокировав писательницу (хотя та уважала японскую культуру и специально учила язык, чтобы произнести речь во время визита в Токио).
И ладно бы вольности ограничились тем, что Снусмумрик сменил губную гармошку на гитару. Но нет: сам Муми-тролль капризничает и озорничает, а прочие обитатели Муми-дола периодически дерутся, напиваются в баре, хватают огнестрельное оружие и ездят на автомобилях. Еще и смахивают на неуклюжих бегемотов, а не на милунов, к которым мы привыкли по классическим иллюстрациям.
Янссон, в общем, была возмущена. Поэтому сериал не переводился на другие языки и за пределами Японии не транслировался. Как и мультик «Новые муми-тролли» (54 эпизода), вышедший по горячим следам и получившийся более дружелюбным. Но все еще нестандартным. Забавно, что артист Хитоси Такаги, озвучивший Муми-папу, позже подарит свой голос Тоторо, а Хаяо Миядзаки работал над оригинальным сериалом в качестве одного из аниматоров. Ясуо Оцука, возглавлявший анимационный отдел на производстве «Муми-троллей», стал важнейшим наставником и для Миядзаки, и для сооснователя студии Ghibli Исао Такахаты.
В конце 1970-х муми-тролли махнули в Советский Союз и обзавелись трилогией короткометражек. В первой, «Муми-тролль и другие», Муми-папа пишет мемуары, Муми-мама печет пирожки с яблоками, откуда ни возьмись появляется Домовой, требующий тарелку чая и тарелку кофе, а Муми-тролль со Сниффом подыскивают локацию для вечеринки, выходят к морю и сталкиваются с богемным бродягой Снусмумриком. Сочетание уюта и меланхолии под загадочную музыку Алексея Рыбникова вышло абсолютно аутентичным – вроде бы детское произведение, а местами, особенно когда Снусмумрик страшные байки у костра травит, сквозит в нем нечто пугающее. От Морры, без приглашения заявившейся на праздник, до сих пор мороз по коже.
В следующей части Муми-отец с голосом Зиновия Гердта (он же Муми-тролль, он же Морра, он же Домовой, он же рассказчик) продолжает работу над литературным трудом своей жизни, а на огонек забредает Ондатр, по вине наводнения оставшийся без крыши над головой. Забредает – и давай теории заговора распускать. В воздухе, дескать, что-то не то ощущается: кажись, к Земле комета летит. Поэтому Муми-тролль в компании Сниффа отправляется в обсерваторию в Одиноких горах, дабы профессоров расспросить, что к чему. То есть перед нами подобие роуд-муви, где друзья движутся из точки А в точку Б и ведут беседы примерно такого типа: «– А комета – это страшно? А она больше чего? – Она больше ничего». Осязаемый кукольный стиль сохранился, хотя режиссера Аиду Зябликову (мультики про домовенка Кузю) сменила Нина Шорина, а тон «Муми-тролля и кометы» стал более лиричным и философским.
Завершает цикл картина той же Шориной «Путь домой», которая открывается беззаботными плясками под лозунгом «эй, зверята, завяжите бантиком хвосты». А ведь комета оказывается в опасной близости от Земли, обеспечивая почти апокалиптические ощущения. Муми-тролль и Снифф блуждают по песчаному дну высохшего моря, где их атакует каракатица, и просто хотят отыскать Муми-маму – в этом тревожном предчувствии катаклизма уже не осталось ничего безобидного, с учетом заявлений Ондатра, что комета упадет прямо в муми-огород. Кончается все, разумеется, хорошо, но цикл отпечатывается в памяти как странная, сновидческая фантасмагория на стыке сказки на ночь и фильма-катастрофы. С двумя Хемулями по цене одного.
1980-е подарили юным и не очень советским зрителям вторую муми-трилогию – за авторством Анатолия Аляшева. Старт ей дала короткометражка «Все дело в шляпе», основанная, как нетрудно догадаться, на знакомой нам истории про волшебный цилиндр (Муми-тролль в него спрятался, изменился в худшую сторону и подвергся жесткому буллингу). Далее в «Лете в Муми-доле» шороху навели Тофсла и Вифсла, которые скрывались от Морры и в результате столкнулись с ней на судебном процессе из-за таинственного чемодана. Наконец триквел, «В Муми-дол приходит осень», собирает чудиков на празднество по случаю счастливого обнаружения пропавшей сумки Муми-мамы, куда заглядывает и волшебник, предъявляющий свои права на королевский рубин (именно он хранился в чемодансла). Плюс Муми-папа внезапно цитирует Пушкина.
По сравнению с предыдущим циклом эти творения Свердловской киностудии – принципиально иные работы. Более красочные, жизнерадостные, оптимистичные. Даже жутковатая байка про черного мага из черной башни, разыскивающего драгоценные камни, звучит умиротворяюще, а ужасная Морра кажется скорее потешной и глуповатой. И это не критика, лишь констатация факта: авторы выпарили из оригинала зловещую сюрреалистичность и неуловимую печаль, создав приятную адаптацию, которую можно безбоязненно крутить перед сном киноманам младшего школьного возраста. Хотя облик муми-троллей, имеющий мало общего с их привычной внешностью, вышел на любителя. Досадно, кстати, что не появилось отдельной новеллы чисто про Хемуля и Ондатра, которые бы друг на друга ворчали и о бренности всего сущего размышляли.
В следующем десятилетии муми-тролли вернулись в Японию, где на протяжении 2 сезонов и 104 серий воодушевляли местных поклонников. И заодно вышли на экспорт: в производстве участвовали Финляндия и Нидерланды, а финальный продукт с неизменным успехом транслировался в 120 странах.
По сюжету, анимации и репутации это каноничное произведение, которое опиралось на несколько книг Туве Янссон, а та активно участвовала в доработке сценария. Здесь и хаттифнаты, и Туу-тикки, и джунгли, однажды поглотившие Муми-дол, и даже инопланетяне. Продюсер Деннис Ливсон не сразу смог приобрести права на экранизацию, но в итоге команда из 600 человек потрудилась на славу и наколдовала милейший сериал, воспитавший не одно поколение муми-фанов. Многие в принципе узнали о существовании снорков и Малышки Мю именно отсюда, а не с бумажных страниц.
Триумф «Муми-троллей», снявших-таки с Японии муми-проклятие, оказался столь оглушителен, что за ним последовал полнометражный (первый в мире) приквел про комету. Визуально по-прежнему прелестный, но растянувший на час с лишним сюжет, в советском варианте лаконично упакованный в 20 минут. Отсебятины здесь действительно хватает, однако своей цели – закрепить фандом на японской земле – «Комета в долине муми-троллей» достигла. А буквально пару лет назад еще и получила качественную реставрацию с улучшенным цветом и звуком, новой музыкой и озвучкой героев, подготовленную сыном Денниса Ливсона Томом.
В 1970–1980-х сериал про муми-троллей выходил и в Польше, при полном одобрении Туве Янссон (с ней заранее согласовывали сценарии, переводя их с польского на финский) и в технике покадровой анимации, которая порой оказывалась пугающей для неокрепшей детской психики. А в нулевых финская компания Filmkompaniet затеяла адаптацию этого сериала для новых поколений зрителей и развернула его эпизоды в полнометражки, что в результате превратилось в очередную муми-франшизу. Начало, «Муми-тролли и опасное лето» (2008), и конец, «Муми-тролли и зимняя сказка» (2017), звезд с неба не хватали, а вот «Муми-тролли и комета» получился достойной открыткой одному из лучших сюжетов троллиады.
Чересчур светлые глаза Муми-тролля выглядят необычно и вселяют определенный дискомфорт, но мало-помалу к этому привыкаешь и нащупываешь рукотворное обаяние старых мультфильмов, о котором в эпоху 3D-технологий мы вспоминаем непростительно редко. А тут будто за ожившими мягкими игрушками наблюдаешь, сопровождая их в странствии к горной обсерватории. Еще и с выдающимися личностями на озвучке. За рассказчика – Макс фон Сюдов, за Муми-папу – Стеллан Скарсгард, за Муми-тролля – его сын Александр. Ну а Сниффа неожиданно изобразил Мадс Миккельсен, причем эта роль уважаемого датчанина столь же неожиданно завирусилась и разошлась на видео-нарезки и арты.
А вот кое-что менее очевидное. В 2010-м Ханна Хемила из Финляндии и Ксавьер Пикард из Франции объединили усилия для создания мультфильма, основанного не на книгах, а на комиксах про муми-троллей и оригинальных рисунках Янссон. Муми-тролли здесь сталкиваются с пиратами, попадают на необитаемый остров, а в конце концов обосновываются на Ривьере: пробуют на вкус роскошную жизнь с бутиками и казино и знакомятся с рафинированной публикой. Мораль ясна – на курорте хорошо, но в родном Муми-доле лучше. Тем не менее, изредка менять место дислокации не возбраняется. Как минимум для того, чтобы заинтриговать зрителей свежим сеттингом.
Комиксы Янссон ориентировались скорее на зрелую аудиторию, и после просмотра «Муми-троллей на Ривьере» многие взрослые возмущались тем, что любимцы их деток употребляют алкогольные напитки и связываются с азартными играми. А сами-то небось оценили, каким элегантным оформлением для социальной сатиры стала традиционная рисованная анимация в пастельных тонах, за которой, в отличие от множества цифровых поделок, чувствуется биение живого человеческого сердца. Мультик даже вошел в оскаровский лонглист, но до номинации, увы, не добрался (победа в тот год досталась «Головоломке»).
Однако без цифровых поделок в наше время никуда, нравится нам оно или нет. И в 2019-м муми-тролли впервые перенеслись в трехмерное пространство в сериале «Долина муми-троллей», чей бюджет – 20 млн евро – по меркам финского телевидения был беспрецедентным.
На озвучку международной версии позвали Тэрона Эджертона (Муми-тролль), Розамунд Пайк (Муми-мама), Мэтта Берри (Муми-папа), Уорвика Дэвиса (Снифф) и Кейт Уинслет (Филифьонка), а за 4 сезона и 52 серии успели поведать массу историй из будней Муми-тролля и Муми-дола. По сути, это классический роман взросления, где герой познает себя и определяет свою роль в идиллическом мире, его окружающем. Чем дальше, тем чаще он покидает зону комфорта, и в его похождениях на фоне сменяющихся времен года есть все, что душе угодно. Авантюризм, ностальгичность, юмор, призыв поразмыслить на досуге о том, что в жизни по-настоящему важно.
Фанаты переживали из-за 3D-анимации, угрожавшей былому очарованию персонажей, но авторы не стали чересчур заморачиваться с детализацией их внешнего вида. Подобный минимализм пошел сериалу на пользу, а чудесные декорации и поистине волшебная работа с освещением (особенно выделяется эпизод с хаттифнатами) обеспечили полное погружение в дивную сказочную реальность, которая меняется вместе с нами, но неизменно согревает, как тепло домашнего очага.
Долгое время имя Сэма Фишера существовало лишь в игровой среде: зеленые очки ночного видения, теневая работа и шепот «Третьего эшелона»…
Одним из многих мероприятий, приуроченных 80-летнему юбилею Никиты Сергеевича Михалкова, станет ретроспектива его фильмов на канале «Пятница!». Показы пройдут с…
По случаю премьеры нового фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна» о том, как Жан-Люк Годар снимал «На последнем дыхании», столичный кинотеатр…
Жан-Клод Ван Дамм – имя, ставшее для многих символом дерзких боевиков 1990-х. Его прозвище «Мускулы из Брюсселя» говорит само за…
Великий и ужасный Джон Карпентер, создатель таких нетленных хоррор-шлягеров как «Нечто» и «Хэллоуин», спродюсирует сериал-антологию имени себя. Он так и…
Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что «Брат» и «Брат 2» – важнейшие произведения отечественного кинематографа постсоветского периода. Но…