Кинематограф призван помочь нам разобраться в том, что творится с нашей жизнью в целом и с отдельными ее конкретными аспектами, включая межполовые отношения. В этой области сегодня встречаются разного рода причудливые перверсии, которые фиксировать и осмыслять особенно интересно.
Правда, российское законодательство большинство из них не одобряет. Вернее, не одобряет, когда кто-то их пропагандирует. Так что отечественные кинематографисты, имея в виду означенные ограничения, обращаются к перверсиям и вытекающим из этого проблемам, с которыми сталкиваются более-менее традиционные семьи. И задаются вопросом: возможен ли обратный сценарий – когда отклонение от нормы не порождает проблему, а решает ее?
Самый простой и характерный пример – романтическая комедия «Свободные отношения». Борис Дергачев и Аглая Тарасова играют супружескую пару в глубоком кризисе. Так получилось, что они впервые переспали прямо в ночь знакомства, она тут же «залетела», а потом – хоп! – прошло уже 7 лет, и в один прекрасный день оба вдруг осознают, что их семейная жизнь радости не приносит. Тогда они договариваются немного ослабить брачные узы — в сексуальном плане. То есть начать открыто ходить налево. И на первых порах это как будто дает положительные результаты. Но в конце концов они, конечно, понимают, что на самом деле любят друг друга, и им всего-то нужно было поговорить по душам и получше друг друга узнать.
В конечном счете легитимизация промискуитета идет конкретно этим героям на пользу. Однако есть нюанс: счастье, оказывается, все-таки не в беспорядочных связях (кто бы мог подумать). Рискованный эксперимент как таковой не дает ожидаемого результата, но совместное участие в нем позволяет взглянуть на сложившееся положение дел с новой стороны, незамыленным взглядом. А кроме того, что также немаловажно, вытаскивает героев из протухшего болота рутины и окунает их с головой в бодрящий поток веселых и пикантных приключений, заодно избавляя от скуки – одного из определяющих факторов, которые упомянутый кризис как раз и спровоцировали.
Приблизительно тот же сюжет разворачивается в сериале «Открытый брак». Только в сильно расширенной редакции, богатой на всякие драматичные перипетии и снабженной дополнительными ответвлениями. Но суть, если вкратце, та же: двое супругов, опостылевший обоим за энное количество лет брак, эксперимент по внедрению новомодной практики, как следствие – усугубление и усложнение без того трудной ситуации. И тем не менее, несмотря ни на что, заканчивается все вроде как хорошо. Долгожданным воссоединением и триумфом возрожденной из пепла любви.
Впрочем, есть и существенное отличие, на которое нельзя не обратить внимания. А именно: в «Свободных отношениях» тот самый поворотный момент, когда героям приходится фактически выбирать между перспективой развода со всеми неприятными отсюда вытекающими (раздел имущества, вопрос опеки над детьми) и взаимным добровольным согласием на измены в качестве изначально спорной, но якобы единственно возможной альтернативы, наступает из-за неблагоприятного стечения обстоятельств. В чем никто конкретно, в общем, не виноват. Тогда как в «Открытом браке» во всем виноват самоуверенный, самовлюбленный, эгоистичный и озабоченный козел, сыгранный Антоном Васильевым, он же – мужская половина четы.
Надлежит, впрочем, отметить, что инициатива по смене формата их союза исходит не от него, а от его жены (Марина Александрова). Сам же он, будучи завзятым кобелем и имея в числе любовниц штатного психолога из школы, где учатся его дети, поначалу сопротивляется и впоследствии изрядно бесится от ревности. А вот персонаж Андрея Бурковского из сериала AMORE MORE в принципе лишен такой слабости, как способность ревновать (по крайней мере, на словах). Потому что он не просто самоуверенный, самовлюбленный, эгоистичный и озабоченный козел (как и все персонажи Андрея Бурковского, что симптоматично), но еще и полиамор. Более того, будто бы искренне убежденный в том, что полиамория спасет мир. И предпочитающий не держать свое вздорное убеждение при себе, а активно навязывать его окружающим, вовлекая их в мыльную пучину разборок, дрязг, скандалов и постельных сцен под низкопробную попсу.
Затеяно это все опять-таки ради того, чтобы подтвердить нехитрую и довольно очевидную истину: полиамория – всего лишь один из способов, наряду со всеми этими свободными браками и открытыми отношениями, к которому прибегает индивид с целью оправдать в своих глазах и глазах общества собственное аморальное поведение. Первопричиной которого являются либо психические травмы из детства (в случае того же полиамора Бурковского), либо какие-то обиды, неудовлетворение каких-то запросов, общая разочарованность жизнью, ну или еще что-то в этом духе.
Вместе с тем создатели сериала, как ни странно, не то чтобы резко полиаморию как явление и тех, кто чем-то подобным занимается, осуждают. Скорее наоборот, порицают тех, кто ко всяким извращениям (будем называть вещи своими именами) настроен враждебно по тем или иным соображениям – такие экземпляры изображены в AMORE MORE подчеркнуто карикатурно. В то время как сами извращенцы, которые устраивают дебоши, похищают детей, жестоко манипулируют близкими и вообще некрасиво себя ведут, вызывают у авторов искреннее сочувствие.
Ну а если все же говорить о чуть менее радикальных форматах современной семьи: возможен ли сколько-нибудь крепкий, устойчивый гетеросексуальный союз, когда речь идет не о паре, а о трио, квартете и так далее, вплоть до оркестра? Если верить умозрительным телевизионно-кинематографическим исследованиям, теоретически – да. Но с рядом оговорок. Скажем, в сериале «Актрисы» герою Сергея Гилева удается сравнительно успешно уживаться сразу с двумя дамами сердца (Светлана Ходченкова и Анна Невская) и со своим сыном в придачу на протяжении некоторого периода, весьма недолгого, впрочем. С другой стороны, они же там все представители творческого насекомого бомонда, у них все не как у людей, так что это нисколько не показатель.
Или возьмем сериал Константина Богомолова «Кеша должен умереть», где сам Богомолов играет знаменитого архитектора по имени Иннокентий, выстроившего для своего удовольствия и комфорта целую экосистему из любящих его женщин: актуальной жены, бывшей жены и еще одной бывшей. Все они живут по соседству, все меж собою крепко дружат, со всеми он спит, и это продолжается уже много лет. Тишь да благодать сплошная. Однако идеально отлаженная схема дает сбой, когда Иннокентий заводит себе дополнительную любовницу. Тогда остальные пассии все друг о друге выясняют, раскрывают обман и объединяются, чтобы организовать его убийство. Вот уж действительно: жадность фраера сгубила – вот вам наглядная иллюстрация к афоризму.
И второй урок, который нам всем следует извлечь из кейса Кеши, – обманывать женщин бывает чревато крупными неприятностями. Всегда лучше сказать как есть, чем трусливо увиливать. Лишнее подтверждение тому – история добродушного пухляша Толика (снова Борис Дергачев) из ситкома «Триада». Тот тоже был неверным мужем и тоже женам изменял. В смысле – жене. Но как только узнал, что и жена, и любовница, и малознакомая девица, которую он подцепил в клубе, от него разом понесли, тут же их за одним столом собрал, горькую правду им выдал и самоотверженно взял на себя обязательства заботиться и обеспечивать, даже жилплощадь предоставил одну на всех. И далее обязательства честно старался выполнять.
Что стоило, впрочем, немалых нервов как ему, так и всем причастным к этому безумному социально-демографическому проекту, к тому же заранее обреченному на провал. Потому как создать хотя бы отдаленное подобие здоровой ячейки общества с участием трех своенравных барышень одновременно под силу разве что какому-нибудь виртуозному циничному манипулятору по имени Иннокентий, а это мы уже проходили (см. выше).
Другое дело – когда центральным элементом нестандартной конструкции семейного механизма становится не мужчина, а женщина. В мелодраматической комедии Жоры Крыжовникова «Нина» героиня Виктории Исаковой вполне органично сосуществует под одной крышей с двумя своими бывшими мужьями, притом неустанно предпринимая попытки вернуть третьего мужа. Без всякой полиамории и дискуссиях о свободных отношениях, заметьте. Впрочем, секрет безотказного функционирования этого механизма достаточно прост: в нем все элементы – и героиня Исаковой, и все прочие перечисленные – непроходимо тупые.
И это, если подумать, весьма показательно. Поскольку при внимательном изучении всех приведенных примеров из различных кинематографических произведений так и напрашивается однозначный вывод: все эти рефлексии, попытки докопаться до сути вещей и разобраться в чувствах приводят к неочевидным решениям, которые обычно все только еще больше запутывают. Да, в итоге сохранить семью – а сохранение семьи в том или ином виде априори является первостепенной задачей – это, скорее всего, поможет. Но цена может быть очень высока. Как минимум курс психотерапии в будущем для детей, пострадавших от неочевидных решений и сомнительных экспериментов родителей.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…